ГБПОУ
ЧПК №2
Задержка психического развития
Причины и классификация ЗПР
Калистратова Юлия Владимировна
3 курс, 504 группа
Челябинск
14 марта 2017
Слайд 2Содержание
1. Понятие о задержке развития
2. Формы и классификация ЗПР
3. Причины возникновения
ЗПР
4. Список литературы
Слайд 3Понятие о ЗПР
Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития
психики в целом или её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок , достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные занятия и выполнять их.
Это сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты различные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.
Слайд 4Основные формы ЗПР
(М.С. Певзнер и Т.А.Власова 1984 год)
- Обусловленная психическими и
психофизическими инфантилизмами (неосложнённым и осложнённым недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы.)
- Возникающая на ранних этапах жизни, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.
Слайд 5Классификация
Существует несколько классификаций ЗПР:
1. Классификация В.В.Ковалёва 1979г.
Он выделяет три варианта ЗПР,
обусловленных влиянием биологических факторов:
- Дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма)
- Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС)
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах ( при ранних нарушениях слуха и зрения)
И четвёртый вариант В.В. Ковалёв связывает с ранней социальной депривацией
Слайд 6Классификация К.С. Лебединской (1980)
1. ЗПР конституционального происхождения
- истинный инфантилизм
- гармонический
или психофизический инфантилизм
- психический инфантилизм
2. Задержка психического развития соматогенного генеза
3. Задержка психического развития психогенного генеза
4. Задержка церебрально-органического генеза
Слайд 7Причины возникновения ЗПР
М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют:
1. Неблагоприятное течение беременности:
-
болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозы, особенно второй половины беременности;
- токсоплазмоз;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Слайд 82. Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных
средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
- асфиксия новорожденных и её угроза.
3. Социальные факторы
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития (до 3-х лет), так и в более поздние возрастные этапы
- наличие криминального окружения
-низкий уровень образования родителей
4. Наследственные факторы
- врождённая ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы
Слайд 9Список литературы
1. Ульенкова У.В., О.В. Лебедева «Организация и содержание спец. Психологической
помощи детям с проблемами в развитии.М.Издат.центр «Академия» 2002 год.
2. М.Б. Калашникова «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» Учеб.метод.пособие
3.М.Б. Калашникова «Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития» В. Новгород, 2002 г.