Слайд 1«Земляки»
(знаменитые люди Макеевки)
Слайд 3 Александр Алексеевич Ханжонков родился
8 августа 1877 года, в деревне Ханжонковка, Российская империя ( ныне поселок Ханжонково Донецкая область).
Родился в семье сотника, из дворян Войска Донского; отец – Алексей Петрович Ханжонков – был помещиком.
Биография
Слайд 4 В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское
училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающуюся в таких случаях по закону выплату в 5 тысяч рублей. Эту сумму Ханжонков вкладывает в кинопромышленность: видимо, поначалу он становится пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное предприятие и на её основе Ханжонков организует на новом оборудовании фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Весной 1906 года создаётся на паях Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент.
Слайд 6 9 (22) декабря 1906 года
Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и Ко“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Одним из поручителей компании был известный банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета.
Слайд 7Поначалу Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов,
но уже летом 1907 года он начинает съёмки собственной постановочной картины «Палочкин и Галочкин», которая, впрочем, закончена не была.
Слайд 82 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю)
выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», о котором журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». К этому времени в работе в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году — в том числе «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие. Для работы над ними он привлекает начинающего режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли тогда Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов.
Слайд 10
С конца 1910 года компания
Ханжонкова начинает издавать журнал «Вестник кинематографии».
С 1915 года начинает также
выходить финансируемый
им журнал «Пегас»,
где, помимо материалов о кино,
печатались также
материалы о театральной жизни, музыке,
литературе и современной культуре вообще.
Слайд 11 В 1911 г. Ханжонков снова становится первооткрывателем
в деле русской кинематографии. В историческом фильме о подвиге Ивана Сусанина «Жизнь за царя» он решил показать сцены скачек и падений с лошадей, но актеры не могли выполнять подобные трюки. Тогда Александр Алексеевич придумал использовать в качестве дублеров настоящих казаков, которых гримировали под актеров. В том же году его режисерами были созданы фильмы по пьесам А.Н. Островского «На бойком месте», «Светит, да не греет» и экранизирован «Евгений Онегин», выпускается исторический фильм «Накануне Манифеста» об отмене крепостного права в 1861 г. Конечно, это не были полные инсценировки. В то время во всех фильмах показывались только наиболее выигрышные сцены, и длились они не долго.
Слайд 13 Ханжонков стал первым русским предпринимателем, осознавшим
просветительское значение кинематографа и приступившим к производству научных и научно-популярных фильмов, таких как «Электрический телеграф», «Динамо-машина», «Дыхание», «Кровообращение» или «Нервная система», несмотря на то, что они были убыточны. Для консультаций им привлекались такие светила медицины как Ф. Андреев или А. Коровин.
В 1912 г. Александр Алексеевич включился в борьбу с извечным социальным злом, поставив фильм «Пьянство и его последствия», в котором фигурировали жертвы алкоголя, снятые на Хитровом рынке.
Слайд 14Тогда же вся российская пресса как на большое событие в кинематографии
откликнулась на демонстрацию нового исторического фильма «1812 год» о разгроме нашествия Наполеона. Всех потрясали кадры, на которых в заваленном снегом лесу волки рвали трупы погибших французских солдат. Такого эффекта постановщики фильма добились намазав салом манекены, на которых напустили животных из театра знаменитого дрессировщика В.Л. Дурова.
Слайд 15В этом же году на фирму Ханжонкова был приглашен талантливый режиссер
В. Старевич, создавший первый образец неизвестного еще нигде в мире объемного мультипликационного фильма «Война усачей и рогачей», героями которого были насекомые. Наилучшим доказательством успеха Ханжонкова на новом поприще стало то, что его мультфильмы стали пользоваться спросом на рынках Европы и Америки.
Капитал кампании достиг 2 миллионов рублей. Кроме кинофабрики в нее вошли киноателье и кинематограф «Пегас», а 21 ноября 1913 г. на Триумфальной площади было открыто здание давно задуманного образцового кинотеатра на 750 человек. В этот день публике продемонстрировали лучшие ленты прошлых лет, а в конце программы зрители с удивлением увидели на экране самих себя , входящих в кинотеатр. Восторгам по поводу рекорда «киноскорости» не было конца. Итогом стало то, что попечитель учебного округа выпустил циркуляр, обязавший акционерное общество «Ханжонков» предоставлять некоторое число бесплатных билетов для учащихся средних учебных заведений Москвы на сеансы научного содержания. По распоряжению Александра Алексеевича научно-популярные спектакли по пониженным ценам стали устраиваться еженедельно. Кроме них в кинотеатре демонстрировались новые художественные фильмы, среди которых стоит отметить исторические картины «Хаз-Булат», «Покорение Кавказа» (о пленении Шамиля) и, особенно масштабную ленту «Восцарение дома Романовых»
Слайд 17Начавшаяся вскоре I-я Мировая война во многом поменяла творческие планы Ханжонкова. Прекращается
регулярный подвоз сырья из-за границы, иссякают запасы пленки, постоянно растут цены, многие сотрудники призываются в армию, некоторые погибли на фронте. Являясь патриотом, Александр Алексеевич открывает на своей квартире и содержит лазарет для раненых в 20 коек, еще один лазарет в 30 коек был открыт в кинотеатре. Постоянно проводились киносборы средств в фонд Красного Креста, На пользу увечным войнам, На табак в окопы и т. п. Но Ханжонков и в этих условиях добивался успеха. В тяжелое военное время публика требовала развлечений, поэтому больше всего снимается шпионских фильмов, детективов, комедий и мелодрам. Именно тогда на кинематографическом небосклоне восходит открытая Ханжонковым новая «звезда» - Вера Холодная.
Слайд 19Кроме производства развлекательных картин, Александр Алексеевич становится инициатором в деле создания
кинолент для детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила». Особенно всем нравился мультфильм «Стрекоза и Муравей». Продолжается экранизация произведений великих русских писателей: А.С. Пушкина («Домик в Коломне»), М.Ю. Лермонтова («Бела»), Н,В, Гоголя («Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Вий»), И.А. Гончарова («Обрыв»), И.С. Тургенева («Песнь торжествующей любви», «Сон», «После смерти», «Фауст»), Л.Н. Толстого («Фальшивый купон», «Катюша Маслова», «Наташа Ростова», «Два гусара», «За что?»), А.П. Чехова («Злой мальчик»), Л. Андреева («Король, Закон и Свобода»). По роману польского писателя Г. Сенкевича «Потоп» снимается художественный фильм о трагических событиях, произошедших в Речи Посполитой в XVII веке. Работа кинофабрики поднялась на невиданную высоту и достигла десятков кинолент в год. Ее прибыль составила 150000 рублей. Беспокоила владельца только цензура, которая однажды запретила даже такой невинный фильм, как «Василиса Мелентьевна и царь Иван Васильевич Грозный».
Слайд 21 Кинопромышленник был полон надежд на новый подъем в
отечественном кинематографе, но начавшаяся экономическая разруха, а затем Октябрьская революция похоронили эти планы. Кинофабрику в Москве национализировала Советская власть. Гражданская война охватила Россию. В Ялте одна за другой меняются власти: то татары-националисты, то петлюровцы, то немцы, то французы, то красные, то белые. Но Александр Алексеевич, несмотря ни на что, продолжает создавать фильмы, общее количество которых приближается к четырехстам. Однако сбыт картин становится невозможен. Чтобы прокормить себя, сотрудники ищут любые заработки и, наконец, покидают Ханжонкова. Его лебединой песней стал «Великий аспид», работу над которым кинопромышленник завершал почти в полном одиночестве.
Слайд 22В 1920 г. Александр Алексеевич продает свой земельный участок и уезжает
за границу. В 1921 г. в Бадене под Веной Ханжонков арендует виллу и начинает эксперементировать с звукозаписью для кино. Он выписывает аппаратуру из Лондона, Брюсселя и Берлина, финансирует работу инженеров, но из-за недостатка средств дело пришлось прекратить. Ханжонков переселяется в Берлин. Здесь он в 1923 г. встречается с представителем Госкино Л. Либерманом, который уговорил опытного кинодеятеля переехать в СССР.
Слайд 23 С начала Александр Алексеевич сотрудничает
с кампанией «Руссфильм», а в 1924-25 гг. является завпроизводством и директором фабрики «Пролеткино». После ликвидации этой организации, Ханжонков был обвинен в финансовых злоупотреблениях, однако вина была не доказана, и он переезжает в Ялту, где занялся литературной деятельностью. Плодом его усилий стала книга «Первые годы русской кинематографии». В 1934 г. Советское правительство за полезную деятельность по развитию русской кинопромышленности назначает ему персональную пенсию. Пережив в 1941-44 гг. немецкую оккупацию в Ялте, скончался Александр Алексеевич Ханжонков 26 сентября 1945 г. в Москве.
Слайд 25Над презентацией работала
учитель начальных классов МОШ І-ІІІ ступеней №57
Белоус
Татьяна Михайловна