Слайд 1Консультация для воспитателей
«Значение строительной игры в деятельности дошкольника»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №7»
г. Усолье-Сибирское
Подготовила воспитатель
Елена Андреевна Бабенко
Слайд 2
Термин « конструирование»
(от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей, в ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
А.С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «Ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
Слайд 3
Виды конструирования в детском саду
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
§ конструирование из строительных материалов;
§ конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
§ конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Значение конструктивной деятельности:
- способствует развитию сенсорных и мыслительных способностей детей;
- развивает планирующую мыслительную деятельность;
-способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений;
- играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе;
-воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать что-то приятное;
-имеет большое значение для воспитания эстетических чувств: формируются не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему миру- дети начинают чувствовать красоту природы.
Слайд 4
Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления
конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Слайд 5Игры с счетными палочками.
Счетные палочки.. Многие родители дошколят и не задумываются
о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. А ведь ведь именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».
Сегодня я хочу предложить игры с счетными палочками Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.
Перекладывание из одной коробки в другую. выкладывание предметов из заданного количества палочек.
Составление геометрических форм (по образцу). квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: дорожка, окно и т.д.
«Забор», «Ёжик» - втыкание палочек в пластилин.
Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.
Игра «Рисуем палочками»Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки.Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения
Чем больше палочек — тем интереснее.:можно «посадить « разноцветные цветы ,нарисовать машины и т.д.Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.
Слайд 6Игры с счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у
детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками.
Младший дошкольный возраст. Детям предлагаются карандаши так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно с взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют простые геометрические фигуры, а также изображения несложных предметов(забор, дорожка, окно...). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Средний дошкольный возраст. Изображения, предлагаемые детям усложняются (состоят из 2-3 частей). Это может быть телевизор, ежик, флажок.... В этом возрасте можно дать разноцветные счетные палочки. Перед выполнением задания вместе с детьми решают как можно составить фигуру, и результаты деятельности рассматриваются и анализируются.
Слайд 7
Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются. Обязательным остается анализ результатов
деятельности. Дети выполняют творческие задания, которые дают возможность проявить свою фантазию, играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных изображений «Угадай, что изменилось». Дети способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины...;также дети выкладывают изображения из разного количества палочек. Играть можно на время или на использование определенного количества: кто раньше сложит три фигуры?, использовать в фигуре 6 палочек и т д. Впоследствии можно предложить палочками нарисовать понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию мышления и пространственной ориентировки.
Палочки — конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).
В мире пластилина. Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать: колючками у ежика; стебельком у цветка; стволом дерева; забором в пластилиновом мире; трубой у пластилинового домика; ручками-ножками пластилинового человечка; ножкой грибочка, и еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия