Слайд 1
Значение
народных подвижных игр
для укреплении здоровья детей дошкольного возраста .
Слайд 2
Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры.
Луначарский А.В.
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.
К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них мощное воспитательное средство.
Слайд 3 Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей,
их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Слайд 4В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные
игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем
воздухе, это способствовало
укреплению здоровья.
Народные подвижные игры влияют :
1.Сердечно-сосудистую систему
2.Дыхательную систему
3.Укрепляют нервную систему, двигательный аппарат.
4.Улучшают обмен веществ
5.Возбуждают аппетит
6.Способствуют крепкому сну
Слайд 5Игры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали
временам года, возрасту, полу, месту их проведения. Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин.
Народные игры - это игры, которые служили для развлечения детей того или иного народа в старину. Русский народ создал множество интересных и развивающих забав. Их правила передавались с поколения в поколение.
Слайд 6Классификация народных подвижных игр
По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста). Различают игры по содержанию, тематике и организации.
Народные подвижные игры имеют правила. Народные подвижные игры различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками, метание и т.д.). Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.
Особую группу составляют игры-хороводы – это маленькие театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в иной мир, становитесь царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком.
По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.
Слайд 7Вот некоторые из них, которые широко применяют воспитатели в своей работе:
«У медведя во бору», «Удочка» (Рыбка, Поймать рыбку)», Мороз - Красный нос», «Горелки», «Мышеловка», « Гуси», "Салки" по типу игры «Хитрая лиса» ("Пятнашки", "Ловитки", "Ловишки", "Ляпки", "Лепки", "Клецки", "Сало" и др.), «Жмурки».
Игры правил, которых будут приведены ниже также можно использовать в своей работе.
Слайд 8«Утка-Гусь»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему
дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Доброе утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.
Слайд 9Игра «Звонарь»
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по
кругу и приговаривает: «Дили-дон, дили-дон, Отгадай, откуда звон.» Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая: «Дили-дон, дили-дон, Отгадай, откуда звон». На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Слайд 10«Колышки»
Девушки выбирают себе пару из юношей и встают по кругу.
Юноши («колышки») присаживаются на корточки, а девушки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к одной из пар и говорит: — Кума, кума, продай «колышки». — Купи. -А что стоит? — Кочан капусты, да веник, да рубль денег. — Ну, по рукам, да в баню. Ударяют по рукам и бегут вокруг «колышков»-юношей в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встаёт у «колышка». Проигравший становится водящим.