Слайд 1Кто не ценит собственного здоровья,
Тот меньше всего заботится о других людях
.
В.М. Шепель.
Слайд 2Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания, формирование культуры здоровья учащихся.
Учитель начальных классов
МОАУ СОШ №2
Захаренко Елена Владимировна
город Свободный, Амурской области
Слайд 3Объект исследования – пути сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном
процессе.
Слайд 4Цель: поиск, изучение и внедрение путей сохранения и укрепления здоровья учащихся
и мотивация на ЗОЖ в условиях образовательного процесса школы.
Слайд 5Задачи: изучать психолого-медико-педагогическую литературу по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся
в условиях образовательного процесса начальной школы;
определить наиболее приемлемые для конкретных условий виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
разработать рекомендации для родителей по организации режима и содержания здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности ребёнка во внеурочное время;
разработать уроки и внеклассные мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся и мотивации обучающихся на ЗОЖ.
Слайд 6выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
правильно организовывать место и время учебной
и внеурочной деятельности;
применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе школы;
работать над созданием специальных занятий, направленных на мотивацию ЗОЖ;
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителя и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В течение работы опираюсь на предположение о том, что сохранение и укрепление здоровья учащихся в начальной школе при стабильных результатах обучения будет успешным, если образовательный процесс будет реализовывать следующие условия:
Слайд 7Адаптационный период очень важен для первоклассников
Адаптация – это не только приспособление
к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему развитию.
Слайд 8Для того чтобы адаптация осуществлялась без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия,
настроения, самооценки ребенка, учителю в первом классе необходимо:
строить учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей ребенка;
– помогать ему сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для обучения и общения в школьной среде.
Слайд 9Чтобы ребенок стал успешным первоклассником, ему нужны следующие умения:
– управлять
своим вниманием;
– слушать и слышать учителя;
– работать по образцу и по инструкции;
– ориентироваться на листе бумаги;
– выполнять несложные графические работы;
– различать в словах звуки и четко их проговаривать;
– иметь развитую мелкую моторику рук.
Слайд 10Внутри урока полезно проводить не только физкультминутки, но и специальные упражнения
на релаксацию:
набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках, посыпаем колени песком, постепенно раскрывая пальцы;
энергично надуваем воображаемый воздушный шарик, затем он медленно со звуком «с-с-с» начинает сдуваться;
встаем прямо, принимаем позу солдата на посту и не двигаемся 10 секунд, затем на 10 секунд принимаем позу тряпичной куклы, повторяем несколько раз (и т. д.).
Слайд 11Специальные упражнения для предотвращения близорукости:
плавно вращаем глазами под расслабленными прикрытыми веками;
бросаем
взгляд вверх, вниз, влево, вправо;
смотрим на кончик носа, потом переводим взгляд на доску (5 раз);
10 раз зажмуриваемся, не размыкая век;
10 раз нахмуриваем брови;
рисуем глазами на доске большую лежащую восьмерку.
Слайд 12Состояние стресса, то есть перегрузка нервной системы, возникает не тогда, когда
ребенку дано слишком много заданий, а когда отсутствует внутренняя мотивация учебной деятельности. Поэтому особое внимание уделяю мотивации учебной деятельности при соблюдении принципа природосообразности.
Урок - основная организационная форма образовательного процесса в современной школе. Построение урока на валеологической и эргономической основе является важным условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Слайд 13Принцип природосообразности предполагает применение образовательных технологий личностноориентированного характера. В своей работе
уделяю внимание технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, на уроках чтения и начального литературного образования и введения в историю использование педагогики сотрудничества, использование дидактических игр, а так же технологии гуманно-личностного обучения, метод проектов, проблемно-диалогическое обучение.
Слайд 14Дидактическая игра – один из эффективных методов обучения и воспитания.
Игры способствуют:
развитию
внимания;
тренировке памяти;
правильному дыханию;
правильному произнесению звуков;
развитию речи;
развитию фонематического слуха и артикуляции;
развитию мелкой моторики рук;
развитию умения общаться со сверстниками.
Слайд 15 На уроках русского языка использую интеллектуально-развивающие игры со словами и буквами:
«Наборщик», «Шифровальщик», «Составь слово», «Словесное лото», «Словесный бой», «Выбери три слова», «Цепочка слов», «Слова-невидимки».
Задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определённому правилу, расшифровка слов и фраз, превращение слов в другие путём перестановки или добавления букв, отгадывание слов и т.д.
Слайд 16Преодоление здоровьезатратного характера образовательного процесса в школе требует систематического включения в
урок специальных приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Такими приемами являются:
увеличение двигательной активности, физкультминутки, режим динамических рабочих пауз, использование приемов активной релаксации, массаж активных точек, дыхательные упражнения, психологический настрой на урок, различные способы переключения учебной деятельности.
Слайд 17Динамика урока:
1–4-я мин – усваивается 60% материала;
5–23-я мин – 80%;
24–34-я мин
– 45–50%;
35–45-я мин – 6%.
Слайд 18Динамика дня
1-й урок – врабатывание;
2-й урок – оптимум;
3-й урок – спад.
После
третьего урока должна быть организована динамическая перемена.
Слайд 19Динамика учебной недели:
понедельник – врабатывание;
вторник, среда – оптимум;
четверг – спад.
Слайд 20Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в
памяти:
10% того, что читают;
26% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что видят и слышат;
70% того, что обсуждают с другими;
80% того, что основано на личном опыте;
90% того, что проговаривают в то время, как делают;
95% того, чему они обучают сами.
Слайд 21 Учитель должен соответствовать своей профессии, иметь такие личные качества, как:
устойчивое,
хорошее настроение при работе с детьми;
потребность в общении, терпение;
способность мысленно ставить себя на место другого человека;
понимание намерений, настроения людей;
умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
умение находить общий язык с разными по характеру людьми.
Слайд 22Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как
эти дни будут прожиты, зависит не только физическое и душевное благополучие учителей, но и детей, с которыми они ежедневно общаются.
Слайд 23Использованная литература:
1. А. К. Лаптев. «Тайны пирамиды здоровья». – СПб., 1998
год.
2. В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев. «Валеология в школе». – СПб., 1992 г.
3. В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая, Е. Л. Рачевский. «Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью». Москва. 2003 г.
4. Г. К. Зайцев. «Твои первые уроки здоровья». СПб., 1995 год.
5. Г. К. Селевко. «Современные образовательные технологии». – М.: Народное образование, 1998 г.
6. «Завуч начальной школы», №4, 2005. центр «Педагогический поиск», ООО «Август-Принт», Москва, 2005 г.
7. «Здоровье детей» №2 (8), 2006 г.
Слайд 248. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко.
«Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы». Москва. «Вако». 2007 год.
9. «Начальная школа плюс. До и после», № 8, 2008, ООО «Баласс», Москва, 2008.
10. «Начальная школа плюс. До и после», № 7, 2007, ООО «Баласс», Москва, 2007.
11. Н. И. Дереклеева. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». Москва. «ВАКО», 2004 г.
12. Н. И. Дереклеева. «Родительские собрания 1 – 11 классы». – М.: Вербум-М, 2000.
14. Н. К. Смирнов. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М.: АПК и ПРО, 2002 г.
15. Н. К. Смирнов, М.В. Аносова. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». М.: АПК и ПРО, 2003 г.