Слайд 1Роль образовательного процесса
в реализации программ
духовно-нравственного
развития и воспитания
учащихся
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Школа-лицей №2» г. Белогорска
Республики Крым
ПЕРМЯКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Слайд 2Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы
и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Поэтому решение задач духовно-нравственного развития и воспитания в условиях введения ФГОС является особенно актуальным в свете новых образовательных стандартов начальной школы.
Слайд 3Задачи духовно-нравственного воспитания на этапе начального общего образования:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Слайд 4Итог работы в данном направлении зафиксирован в портрете выпускника начальной школы.
Выпускник должен научиться:
- любить свой народ, свой край и свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- быть любознательным, активным и заинтересованным;
- владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
- быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Слайд 5
Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. В содержание
учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Слайд 6На уроках русского языка формируется особое отношение к слову, к языку,
его колориту и мудрости, воспитывается толерантность. Школьники учатся решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения. У детей развивается уважение и интерес к творческой работе.
Слайд 7Стихи и тексты о любви к Родине, родному краю, о красоте
природы родной земли
Слайд 9Пословицы и поговорки
учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость,
доброту;
высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло;
поощряют прилежание, благородство, упорство.
Слайд 10Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума»,
побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении применяю загадки. Ведь загадки - это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.
Слайд 11Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей,
фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Слайд 12Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они
осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Беседу строим так, чтобы этические представления приобретали для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому используем разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, характере их поступков, совести, сложности различных ситуаций.
Слайд 13 Изучая произведения
В. Ю. Драгунского,
В.В. Голявкина развиваю такие
важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.
Рассказ «Друг детства»
В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
Слайд 14Главная мысль рассказа «Главные реки» заключается в том, что хитростью, уловками
и подсказками хороших отметок в школе не заработаешь. Более того, пытаясь воспользоваться чужой подсказкой, можно попасть впросак и стать посмешищем в глазах учителя и всего класса. Рассказ учит ответственно относиться к учебе в школе и всегда учить уроки.
Слайд 15 На первый взгляд
рассказ В.Драгунского "Что любит Мишка" просто очень смешной. Мальчики случайно услышали как учитель пения играл музыку своего любимого композитора и у них зашел разговор о том, кто что любит.
Дениска объяснил, что любит животных, звезды, историю и учитель похвалил его. Мишка рассказал что любит еду, и долго перечислял все известные ему продукты.
Оказывается просто любить еду недостаточно, человек должен любить и мечтать о возвышенном, о том, что может помочь ему сделаться лучше и о том, что помогает ему узнать мир.
Слайд 16В нем мы встречаемся с мальчиком, который весенним днем решил не
ходить в школу, ну, надоело ему учиться, вот он и не пошел на занятия.
Вначале он рассматривает окружающие его места и людей, занимающихся своим делом: шофера, рабочих, дворника. Все заняты, все работают или обсуждают рабочие дела. Мальчик прислушивается и пытается вмешаться в разговоры, но везде он лишний. Взрослые сразу распознают в нем бездельника, лентяя и прогульщика. Постепенно его хорошее настроение улетучивается, потому что он начинает чувствовать скуку от безделья. Не получилось прогулять уроки и получить от этого удовольствие, замучила мальчишку совесть. Так автор одной фразой сумел передать это чувство. Хоть и пытается лентяй делать веселую физиономию, а все равно будто горчицей объелся...
В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Слайд 17Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как
богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Слайд 18Уроки математики способствуют воспитанию трудолюбия, уважения к труженикам различных профессий, уважения
к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.
Слайд 19Урок математики - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных
взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносить собственные неудачи.
Слайд 20На этих уроках расширяются представления учащихся о своем крае, природных условиях
и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитываются бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задаются образцы служения Отечеству, формируется чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. У школьников развивается интерес, переходящий в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Уроки окружающего мира дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру.
Слайд 24Особое место в учебно-методическом комплекте «Школа России» занимает курс «Основы религиозных
культур и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.
Слайд 25«Не делай другим того, что сам считаешь злом»
Гималайский Будда
«Только добро ведёт к счастью».
«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель (нравственность),
а для того, чтобы стать хорошими людьми.
Аристотель, древнегреческий
философ
Мудрость веков
Слайд 26«Кто добро творит ,
«Худо тому,
«Не плюй в колодец,
того Бог благодарит»
кто добра не делает никому»
доведется воды напиться»
Составь пословицу:
Слайд 27Чиж и голубь
(Басня)
Чижа захлопнула
злодейка-западня:
Бедняжка в ней
и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
Слайд 28Сыновья В.Осеева
Две женщины брали воду из колодца.
Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
Слайд 29В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном
обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства