Презентация, доклад выступления на методическом объединении учителей начальных классов Роль образовательного процесса в реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Содержание

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Поэтому решение задач духовно-нравственного развития и воспитания

Слайд 1Роль образовательного процесса
в реализации программ

духовно-нравственного
развития и воспитания
учащихся

Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Школа-лицей №2» г. Белогорска
Республики Крым
ПЕРМЯКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Роль образовательного процесса     в реализации программ     духовно-нравственного

Слайд 2Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы

и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Поэтому решение задач духовно-нравственного развития и воспитания в условиях введения ФГОС является особенно актуальным в свете новых образовательных стандартов начальной школы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального

Слайд 3Задачи духовно-нравственного воспитания на этапе начального общего образования: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма,

уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Задачи духовно-нравственного воспитания на этапе начального общего образования: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

Слайд 4Итог работы в данном направлении зафиксирован в портрете выпускника начальной школы.


Выпускник должен научиться:
- любить свой народ, свой край и свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- быть любознательным, активным и  заинтересованным;
- владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
- быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-  быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;  - выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Итог работы в данном направлении зафиксирован в портрете выпускника начальной школы.

Слайд 5
Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. В содержание

учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и

Слайд 6На уроках русского языка формируется особое отношение к слову, к языку,

его колориту и мудрости, воспитывается толерантность. Школьники учатся решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения. У детей развивается уважение и интерес к творческой работе.
На уроках русского языка формируется особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, воспитывается толерантность.

Слайд 7Стихи и тексты о любви к Родине, родному краю, о красоте

природы родной земли
Стихи и тексты о любви к Родине, родному краю, о красоте природы родной земли

Слайд 9Пословицы и поговорки
учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость,

доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство.
Пословицы и поговорки учат, советуют, предостерегают;  хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень;

Слайд 10Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума»,

побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении применяю загадки. Ведь загадки - это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.
Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Так, в

Слайд 11Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей,

фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты

Слайд 12Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они

осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Беседу строим так, чтобы этические представления приобретали для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому используем разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, характере их поступков, совести, сложности различных ситуаций.
Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют

Слайд 13 Изучая произведения
В. Ю. Драгунского,
В.В. Голявкина развиваю такие

важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.


Рассказ «Друг детства»
В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.

Изучая произведения В. Ю. Драгунского, В.В. Голявкина развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.

Слайд 14Главная мысль рассказа «Главные реки» заключается в том, что хитростью, уловками

и подсказками хороших отметок в школе не заработаешь. Более того, пытаясь воспользоваться чужой подсказкой, можно попасть впросак и стать посмешищем в глазах учителя и всего класса. Рассказ учит ответственно относиться к учебе в школе и всегда учить уроки.

Главная мысль рассказа «Главные реки» заключается в том, что хитростью, уловками и подсказками хороших отметок в школе

Слайд 15 На первый взгляд

рассказ В.Драгунского "Что любит Мишка" просто очень смешной. Мальчики случайно услышали как учитель пения играл музыку своего любимого композитора и у них зашел разговор о том, кто что любит.
Дениска объяснил, что любит животных, звезды, историю и учитель похвалил его. Мишка рассказал что любит еду, и долго перечислял все известные ему продукты.
Оказывается просто любить еду недостаточно, человек должен любить и мечтать о возвышенном, о том, что может помочь ему сделаться лучше и о том, что помогает ему узнать мир.

На первый взгляд рассказ В.Драгунского

Слайд 16В нем мы встречаемся с мальчиком, который весенним днем решил не

ходить в школу, ну, надоело ему учиться, вот он и не пошел на занятия.
Вначале он рассматривает окружающие его места и людей, занимающихся своим делом: шофера, рабочих, дворника. Все заняты, все работают или обсуждают рабочие дела. Мальчик прислушивается и пытается вмешаться в разговоры, но везде он лишний. Взрослые сразу распознают в нем бездельника, лентяя и прогульщика. Постепенно его хорошее настроение улетучивается, потому что он начинает чувствовать скуку от безделья. Не получилось прогулять уроки и получить от этого удовольствие, замучила мальчишку совесть. Так автор одной фразой сумел передать это чувство. Хоть и пытается лентяй делать веселую физиономию, а все равно будто горчицей объелся...

В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

В нем мы встречаемся с мальчиком, который весенним днем решил не ходить в школу, ну, надоело ему

Слайд 17Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как

богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и

Слайд 18Уроки математики способствуют воспитанию трудолюбия, уважения к труженикам различных профессий, уважения

к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.

Уроки математики способствуют воспитанию трудолюбия, уважения к труженикам различных профессий, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию.

Слайд 19Урок математики - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных

взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносить собственные неудачи.
Урок математики - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нем дети приучаются к

Слайд 20На этих уроках расширяются представления учащихся о своем крае, природных условиях

и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитываются бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задаются образцы служения Отечеству, формируется чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. У школьников развивается интерес, переходящий в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Уроки окружающего мира дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру.

На этих уроках расширяются представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека,

Слайд 24Особое место в учебно-методическом комплекте «Школа России» занимает курс «Основы религиозных

культур и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.
Особое место в учебно-методическом комплекте «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс

Слайд 25«Не делай другим того, что сам считаешь злом»

Гималайский Будда

«Только добро ведёт к счастью».


«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель (нравственность),
а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Аристотель, древнегреческий
философ

Мудрость веков

«Не делай другим того, что сам считаешь злом»

Слайд 26«Кто добро творит ,
«Худо тому,
«Не плюй в колодец,
того Бог благодарит»


кто добра не делает никому»

доведется воды напиться»

Составь пословицу:

«Кто добро творит , «Худо тому,«Не плюй в колодец,того Бог благодарит» кто добра не делает никому»доведется воды

Слайд 27Чиж и голубь
(Басня)
Чижа захлопнула

злодейка-западня:
Бедняжка в ней
и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
Чиж и голубь       (Басня)Чижа захлопнула злодейка-западня:Бедняжка в ней и рвался, и

Слайд 28Сыновья В.Осеева
Две женщины брали воду из колодца.

Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

Сыновья     В.ОсееваДве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок

Слайд 29В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном

обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства
В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются

Слайд 30 Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть