Слайд 1Prezentacii.com
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ № 40 М.А. Архипова
Влияние ценностных ориентаций воспитателя на
особенности взаимоотношений в группе детей
Слайд 2Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст является возрастом
формирования межличностных отношений
со сверстником
становления детского коллектива и дифференциации группы
формирования у ребенка навыков взаимодействия со сверстником
ребёнок начинает занимать определённый социальный статус в группе сверстников, попадая в группу принятых или непринятых детей.
Слайд 3На развитие межличностных отношений ребенка, начиная уже с раннего возраста, оказывает
влияние позиция взрослого.
Профессиональная деятельность воспитателя - процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Слайд 4Цель: исследовать влияние ценностных ориентаций воспитателя на особенности взаимоотношений детей в
группе
Объект исследования: межличностные отношения детей в группе ДОУ
Предмет исследования: зависимость между ценностными ориентациями воспитателя и особенностями межличностных отношений детей в группе ДОУ
Слайд 5Гипотеза:
Мы предположили, что доминирование определённых ценностных ориентаций воспитателя влияет
на характер межличностных отношений в детской группе:
на структуру детского коллектива;
на частоту просоциальных действий в отношении сверстников;
степень эмоциональной вовлечённости в действия сверстников
Слайд 6Задачи:
1. Изучить понятие ценностных ориентаций воспитателя.
2. Выявить роль ценностных ориентаций в
формировании межличностных отношений детей.
3. Исследовать особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте.
Слайд 7
4. Проанализировать динамику дифференциации детского коллектива в дошкольном возрасте.
5. Исследовать влияние
ценностных ориентаций воспитателей на особенности взаимоотношений в группах старшего дошкольного возраста.
Слайд 8Практическая значимость работы заключается в выявлении закономерностей влияния ценностных ориентаций на
особенности межличностных отношений дошкольников.
Результаты работы можно использовать при разработке тренинговых занятий и просветительской работы для педагогов дошкольного образовательного учреждения, а так же при организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Слайд 9М.Рокич определил ценность как «стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа
поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состоянию»
Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.
Слайд 10Рокич выделяет два типа ценностей:
Терминальные ценности — это убеждения в
том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться.
Инструментальные ценности — это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.
Слайд 11Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, культуре, и соответственно
ценностным ориентациям воспитателя предъявляются повышенные требования. Богатство личности воспитателя - непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений.
Исходя из этого, можно говорить о том, что ценностные ориентации воспитателя, его ориентации на обладание какими-то вещами (как духовными, так и материальными) вероятнее всего будут стимулировать детей на определенные отношения друг к другу.
Слайд 13В результате теоретического анализа влияния ценностных ориентаций воспитателей на развитие взаимоотношений
детей в группе детского сада можно сделать следующие выводы:
Ценности содержат два компонента: когнитивный и эмоциональный.
Ценностные ориентации включают в себя поведенческий компонент.
Являются содержательной стороной мотивационной сферы человека.
Слайд 14такие ценности как «развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «чуткость», «широта взглядов» относятся
к ценностям ниже среднего и низшего статуса. Но наличие именно этих ценностей является необходимым для реализации успешной профессиональной педагогической деятельности.
Система ценностных ориентаций воспитателя определяются уровнем развития его когнитивной и эмоционально-волевой сферы, особенностями социальной среды.
Слайд 15Воспитатель дошкольного учреждения – центральная фигура воспитательного процесса и, являясь носителем
ценностных ориентаций культуры, ценностного отношения к миру, он влияет на ребенка. Дошкольники, взаимодействуя, усваивают его способы поведения, общения, его культуру компонентом которой являются ценностные ориентации, путем подражания, в результате которого переносят характер и особенности поведения взрослого в свою среду и выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 16В основе популярности дошкольников лежит не развитие интеллекта и даже не
организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается в различных позитивных эмоциональных проявлениях и в реальной помощи другим детям.
Признание и утверждение своего Я не закрывает сверстника и не является единственной жизненной задачей.
Слайд 17Количество предпочитаемых и отвергаемых зависит во многом от конкретной группы и
от стратегии воспитателя.
Отсутствие жесткой дифференциации, когда отвергаемых практически нет, а число предпочтений распределяется примерно поровну, более благоприятна для развития личности.
Слайд 18В результате исследования ценностей воспитателей гр. №1 было выявлено, несмотря на
различия в доминировании у одной группы терминальных ценностей, а у другой инструментальных, по содержанию инструментальные ценности у них во многом совпадают - это ценности общения и принятия других.
В группе №2 – ценности по содержанию – это конформизм и самоутверждение
Слайд 20.
Эмпирический анализ полученных данных показывает, что в той группе детей, где
у воспитателей преобладают ценности общения и ценности принятия других отсутствуют дети с неблагоприятным статусом (принятые и отвергаемые), социометрическая структура однородна, эмоциональный климат положительный, все дети дружат между собой, включают всех в свои игры и другие занятия.
Слайд 21Во второй группе детей, у воспитателей которых ведущими ценностями являются ценности
конформистские и самоутверждения, можно увидеть яркое разделение детей на звезд, предпочитаемых, принятых и непринятых, практически четверть детей неприняты в этой группе, более половины детей имеет неблагоприятный социометрический статус.
принятия других
Слайд 22Таким образом, по результатам данной части исследования можно сделать следующие выводы:
Ценностные
ориентации воспитателей влияют на социометрическую структуру детской группы.
Ценностные ориентации воспитателей оказывают влияние на частоту встречаемости детей с благоприятным и неблагоприятным социометрическим статусом.
Слайд 23Степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника
Слайд 24Характер эмоциональной реакции на оценку работы сверстника взрослым у детей первой
Слайд 25
Характер просоциального поведения детей первой и второй группы, в %
Слайд 26Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует зависимость между
ценностными ориентациями воспитателя и уровнем просоциального поведения в отношении сверстника. Группе детей, где у воспитателей ведущими являются ценности общения и принятия характерна высокая частота просоциального поведения. Для группы детей, где у воспитателей ведущими являются конформистские ценности и ценности самоутверждения характерен низкий уровень просоциального поведения и малая частота его проявления.
Слайд 27В исследования были сделаны следующие выводы:
Ценностные ориентации воспитателей влияют на социометрическую
структуру детской группы.
Ценностные ориентации воспитателей оказывают влияние на частоту встречаемости детей с благоприятным и неблагоприятным социометрическим статусом, для группы детей, у воспитателей которых преобладают ценности общения и принятия других характерна гомогенная социометрическая структура, дети в основном имеют благоприятный социометрический статус, относясь к предпочитаемой микрогруппе.
Слайд 28Существует зависимость между ценностными ориентациями воспитателя и характером эмоциональной реакции на
положительную или отрицательную оценку сверстника взрослым, так для группы детей, где у воспитателей ведущими являются ценности общения и принятия характерна адекватная реакция, где ребенок сорадуется успеху и сопереживает поражению, порицанию сверстника. Для группы детей, где у воспитателей ведущими являются конформистские ценности и ценности самоутверждения характерно индифферентное отношение или неадекватная, отрицательная оценка, когда ребенок радуется отрицательной и огорчается (возражает, протестует) положительной оценке сверстника.
Слайд 29Существует зависимость между ценностными ориентациями воспитателя и уровнем просоциального поведения в
отношении сверстника, так для группы детей, где у воспитателей ведущими являются ценности общения и принятия характерен высокая частота просоциального поведения. Для группы детей, где у воспитателей ведущими являются конформистские ценности и ценности самоутверждения характерен низкий уровень просоциального поведения и малая частота его проявления.
Была вывялена тенденция зависимости между ценностными ориентациями воспитателей и степенью эмоциональной вовлеченности в действия сверстников
Слайд 30Таким образом, гипотеза о том, что доминирование определенных ценностных ориентаций воспитателя
влияет на характер межличностных отношений в детской группе, полностью подтвердилась.
Слайд 31
Спасибо!
Всем благополучия и
успехов!