Слайд 1
Влияние речевой среды
на детскую речь.
Подготовила
Долгушина М. В.
МКДОУ «Щучинский детский сад»
2016 год
Слайд 2
Актуальность
Необходимость совершенствования качества работы педагогов по развитию связной
речи у детей дошкольного возраста путём создания специальных педагогических условий в ДОО.
Слайд 3Задачи:
Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
Проанализировать особенности связной речи
детей дошкольного возраста.
Подобрать
наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие созданию мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Слайд 4Методы речевого развития:
Наглядные:
Метод непосредственного наблюдения и его разновидности,
Наблюдение в
природе,
Экскурсии.
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность)
Рассматривание игрушек и картин,
Рассказывание по игрушкам и картинкам.
Слайд 5Словесные:
Чтение и рассказывание художественных произведений;
Заучивание наизусть;
Пересказ;
Обобщающая беседа;
Рассказывание без опоры на наглядный
материал.
Слайд 6Практические:
Дидактические игры
Игры- драматизаций
Инсценировки
Дидактические упражнения
Хороводные игры
Слайд 7Согласно ФГОС ДОО.
Выделяют в отдельную образовательную область. «Речевое развитие»
предполагает :
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие ,связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурной, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико - синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 8Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
Речевая среда –
это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребёнок.
Предметно- развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности . Оснащение воспитательно - образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Слайд 9Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе
становления личности ребёнка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Слайд 10Развитие речи посредством художественной литературы.
Художественная литература служит могучим , действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Слайд 11Развитие речи средствами дидактической игры.
Развивает связную речь детей : пополняет и
активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли .
В группе имеются такие игры как:
Кто в домике живёт?
Играем в лото.
Кто что делает.
Времена года.
Профессии.
Где, чья мама?
Большой маленький.
Слайд 12С помощью дидактических игр обогащается словарный запас . Также они используются
для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и т.д.)
Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Слайд 13В группе имеются такие игры как:
«Семья», «Магазин» , «Парикмахерская» , «Строители»,
«Театр», «Кухня», «Доскажи слово»,
«Какая, какой, какое?», «Краски», «Бывает - не бывает…», «Овощи», «Фрукты», «Четвёртый лишний», «Кто кричит, что звучит?», музыкально- дидактическая игра «Что это?», «Путаница из сказок», «Сбор урожая», «Что за птица?»
Слайд 14Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно
- ролевая игра способствует:
Закреплению навыков пользования инициативной речью;
Совершенствованию разговорной речи;
Обогащению словаря;
Формированию грамматического троя языка и т.д.
Слайд 15Театрализованная деятельность.
Делает жизнь детей интересней, знакомит детей с окружающим миром во
всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться.
У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными , у детей появляется уверенность в себе.
Слайд 16К 5 годам дети легко обыгрывают
Русские народные сказки,
рассказы
писателей , стихи.
В группе имеются такие виды театра как:
Пальчиковый театр.
Куклы-рукавчики.
Используются так же детские костюмы персонажей сказок.
Слайд 17Пальчиковые игры:
Развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,
творческие способности, фантазию малыша. Простые
движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка.
При повторении стихотворных строк и одновременно движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движение и речь.
Слайд 18Пальчиковая гимнастика:
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Помогает развивать речь ребёнка;
Повышает работоспособность коры
головного мозга;
Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображения;
Снимает тревожность.
Развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
Слайд 19Игры с мелкими предметами
(мозайка , пазлы , бусы, конструкторы и
т. д.);
Лепка;
Массаж пальцев и кистей;
Пирамидки;
Игрушки-шнуровки;
Кубики;
Сухой бассейн.
Слайд 20Развитие речи детей посредством музыкальных занятий.
Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является
взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение.
Слайд 21Художественное творчество и развитие речи.
Чем больше ребёнок умеет и хочет и
стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствование мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функции руки и речь развивается параллельно . В процессе продуктивной деятельности
дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Слайд 22Развитие речи на прогулке.
Прогулка- это не только важный режимный момент ,
но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная. В теплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают всё, что они видят вокруг себя и стараются выразить своё впечатление словами.
Слайд 23Экскурсия как метод развития речи детей
Экскурсия - даёт возможность изучить предметы
или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является уточнение или обогащения активного и пассивного словаря запас детей, расширения представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности .
Слайд 24Подвижные игры
Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей
подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса, это достигается путём проговаривания потешек , стихотворений, словесного сопровождения игр.
Классификация подвижных игр:
1) Игры с разнообразными движениями и пением :
«Лавата, а у соседа лучше…», «Карусель»,
«Цепи, цепи раскуйте нас…».
2) Игры с бегом «Найди себе пару», «Расколдуйте меня вороного коня», «Поймай ленту».
Слайд 253)Игры с подлезанием и лазанием «Зов Джунгли»,
«Пожарные на учении».
4)Игры с
метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч в корзину».
5)Игры на ориентировку в пространстве : «Осенние листочки», « Найти свой домик и пару», «Перелёт птиц».
6) Игры с мячом: «Штандер, штандер гумане…»
7) Хороводные игры: «Мышеловка» и т. д.
Слайд 26В группе имеются картотеки по развитию речи:
Пальчиковых игр
Подвижных игр
Сюжетно- ролевых игр
Развивающие
игры с детьми
Физкультминуток
Пословиц
Картотека речевых игр для режимных моментов
Картотеки по развитию речи
«Перелётные птицы»,
«Зимующие птицы»,
«Дикие и домашние животные».
Слайд 27Использование информационно коммуникативных технологий (ИКТ).
Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие
нетрадиционным, ярким, насыщенным. Приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала , предусмотреть приемы и методы обучения.
Телевизоры с DVD приставками
Мультимедийный проектор
Магнитофоны
Интерактивная доска
Видео-камера