Слайд 1государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Педагогические условия формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи
Выполнила:
Кулешова Наталья Григорьевна
Руководитель:
Пономарева Алла Анатольевна
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
Слайд 2
Актуальность исследования.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость
занятий рисунком и живописью для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе в рисунке и живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал Отсюда вытекает необходимость занятий рисунком и живописью.
Эта тема актуальна и она подтверждается тем, что занятия рисунком и живописью интересны и привлекательны дошкольникам.
Слайд 3Цель исследования
выявление педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в обучении рисунку и живописи.
Слайд 4Объект исследования
Предмет исследования
процесс обучения детей старшего дошкольного возраста рисунку
и живописи.
содержание и методика проведения занятий рисунка и живописи, способствующих формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 8
Методологию исследования составляют работы отечественных педагогов о значении продуктивного вида
деятельности- рисования по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста: Т.С. Комаровой, Т.Н. Дороновой, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Н.А Курочкиной и др. Составляют исследования психолого-педагогической науки в области вопросов подготовки детей к обучению в школе: К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца.
Слайд 10Теоретическая значимость исследования заключается в подборе материала по теме исследования, отборе,
анализе и систематизации методов и условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению рисунку и живописи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные занятия по рисунку и живописи, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста могут найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников дошкольных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в детском саду; основные положения и выводы могут быть использованы работниками в системе образования.
Слайд 11Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Сказка» г. Цимлянска Ростовской области.
Слайд 12
Глава I. Теоретические и методические основы формирования творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в процессе обучения рисунку и живописи
Слайд 13
Рисунок как часть графического искусства.
Виды рисунка: линейный (контурный), тональный (светотеневой),
Слайд 15Творческие работы старших дошкольников по графике
Слайд 16Силуэтное рисование.
Рисование мягкими материалами: цветными карандашами, пастелью, соусом, сангиной, сепией,
Слайд 18Живописные техники: акварель, гуашь, акрил, темпера, масло
Слайд 22
Методы, формы обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста
Слайд 23Выводы по первой главе
Необходимое условие этой
активности дошкольника наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.
Важным условием для развития у детей изобразительных способностей является организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье.
Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.
Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у старших дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.
Слайд 24
Этапы эксперимента:
Цель экспериментального исследования заключалась в том, чтобы выявить использование наиболее
эффективных средств выразительности в детских рисунках в процессе обучения рисунку и живописи после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ранее.
Глава II. Экспериментальное исследование формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи
Результаты теоретического анализа определили подход к разработке программы эксперимента, который осуществлялся на базе МБДОУ Детский сад «Сказка» г. Цимлянска, Ростовской области. Данное учреждение работает по комплексной программе «Детство».
Эмпирическое исследование проводилось на выборке испытуемых в количестве 8 человек. Все дети относятся к возрастному периоду от 5 до 7 лет.
Слайд 25
Констатирующий этап эксперимента
Цель этапа: выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков
в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста, умение использовать средства выразительности.
Для решения данной проблемы, была разработана опытно-экспериментальная программа. В нее вошли 3 этапа работы:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Слайд 26.
Проведены диагностические методики на изучение средств выразительности рисунков детей 5-6-летнего возраста,
исследование умения использовать нужный цвет, умения составлять композицию сюжета.
Методика 1. Цель: исследование умения использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет.
Методика 2. Цель: исследование фантазии, образного мышления.
Методика 3. Цель: изучение оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста.
Методика 4. Цель: исследование умения составлять композицию.
Слайд 27Методика 1.
Цель: исследование умения использовать в рисунке такое средство выразительности как
цвет.
Слайд 28Методика 2 - исследование фантазии, образного мышления.
Слайд 29Методика 3 – этап-изучение оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста.
Слайд 30
Методика 4 –исследование умения составлять композицию
Слайд 31По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют
разнообразный уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
щего этапа эксперимента
В.У. – 13%
С.У. – 37%
Н.У. – 50%
Слайд 32Формирующий этап
Задачи:
1.Развивать способность детей к использованию в рисунках всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, колорит, пятно, линию).
2.Познакомить детей с техническими возможностями изобразительных материалов;
3.Побуждать к созданию неповторимых, оригинальных образов в сюжетном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.
Цель:
Развитие изобразительных знаний, умений и навыков в рисунке через сказочные образы.
закреплять умения располагать предметы, объекты, персонажи композиций на листе бумаги.
развивать воображение, творческие способности.
развивать у детей способность из частей собирать единую композицию.
Слайд 33Принципы планирования:
1. Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
2. Познакомить детей
с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия).
3. Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения.
4. Учить детей передавать выразительные образы.
5. Закреплять технические навыки и умения.
Внимание уделялось рассматриванию иллюстраций;
решались изобразительные технические задачи; учили ребят свободно владеть кистью, используя различные приёмы.
Слайд 34Результаты формирующего этапа эксперимента
использование художественных образов в работе
с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей.
Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.
Большая работа проведена с родителями в виде консультации на тему «Значение художественных студий». Это позволило систематично и последовательно решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода.
Проводили родительские собрания, на которых предлагали просмотр выставки «Маленькие волшебники» и при этом обращали внимание родителей на использование разнообразного изобразительного материала для создания наиболее продуктивного и выразительного рисунка.
Слайд 35Контрольный этап эксперимента
Цель: выявить использование наиболее эффективных средств выразительности в детских
рисунках в процессе обучения рисунку;
доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ранее.
Слайд 37Вывод по второй главе
Дети повысили свой уровень
развития изобразительных знаний, умений и навыков, они находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые решения, форму, композицию.
В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношение к процессу рисунка и живописи, активизируются поиски выразительных средств передачи сюжета.
Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Большое значение придается проблеме диагностики художественно одаренных детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношение к изображению, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.
Слайд 38Заключение
Взяв за основу труды отечественных и зарубежных ученых, была проведена опытно
- исследовательская работа, направленная на анализ педагогической литературы и обоснования наиболее эффективных средств развития творческих способностей детей в процессе обучения рисунку и живописи.
Выбрав объектом исследования процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи, мы провели оценочную и обобщающую работу с литературой и опытом работ дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования были обоснованы наиболее эффективные средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисунку и живописи.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, занятия по рисунку и живописи способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Слайд 39Работы старших дошкольников на тему
«Зимняя сказка»
Слайд 40Работы старших дошкольников на тему «Колобок и лиса»
Слайд 41Работы старших дошкольников на тему: «Гуси – лебеди»
Слайд 42Работы старших дошкольников по теме «Иван-царевич с жар-птицей»
Слайд 43Работы старших дошкольников на тему:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слайд 44
Работы старших дошкольников на тему «Сказке о царе Салтане»
Слайд 45Работы старших дошкольников на тему «Снегурочка»
Слайд 46
Работы старших дошкольников на тему: «Сказочный мир»