Презентация, доклад ВКР Педагогические условия формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи

Содержание

Актуальность исследования. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий рисунком и живописью для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе в рисунке и живописи

Слайд 1государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)



ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Педагогические условия формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи


Выполнила:
Кулешова Наталья Григорьевна
Руководитель:
Пономарева Алла Анатольевна
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование




государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеРостовской области «Волгодонский педагогический колледж»(ГБПОУ РО «ВПК»)ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия формирования творческих

Слайд 2
Актуальность исследования.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость

занятий рисунком и живописью для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе в рисунке и живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал Отсюда вытекает необходимость занятий рисунком и живописью.
Эта тема актуальна и она подтверждается тем, что занятия рисунком и живописью интересны и привлекательны дошкольникам.
Актуальность исследования.  В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий рисунком и живописью для умственного,

Слайд 3Цель исследования
выявление педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста в обучении рисунку и живописи.
Цель исследованиявыявление педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи.

Слайд 4Объект исследования
Предмет исследования
процесс обучения детей старшего дошкольного возраста рисунку

и живописи.

содержание и методика проведения занятий рисунка и живописи, способствующих формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования Предмет исследования процесс обучения детей старшего дошкольного возраста рисунку и живописи. содержание и методика проведения

Слайд 5Задачи исследования:

Задачи исследования:

Слайд 7Методы исследования:

Методы исследования:

Слайд 8


Методологию исследования составляют работы отечественных педагогов о значении продуктивного вида

деятельности- рисования по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста: Т.С. Комаровой, Т.Н. Дороновой, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Н.А Курочкиной и др. Составляют исследования психолого-педагогической науки в области вопросов подготовки детей к обучению в школе: К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца.


Методологию  исследования составляют работы отечественных педагогов о значении продуктивного вида деятельности- рисования по развитию творческих способностей

Слайд 10Теоретическая значимость исследования заключается в подборе материала по теме исследования, отборе,

анализе и систематизации методов и условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению рисунку и живописи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные занятия по рисунку и живописи, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста могут найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников дошкольных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в детском саду; основные положения и выводы могут быть использованы работниками в системе образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в подборе материала по теме исследования, отборе, анализе и систематизации методов и условий

Слайд 11Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Сказка» г. Цимлянска Ростовской области.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Сказка» г. Цимлянска Ростовской области.

Слайд 12     
Глава I. Теоретические и методические основы формирования творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста в процессе обучения рисунку и живописи







      Глава I. Теоретические и методические основы формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в

Слайд 13 Рисунок как часть графического искусства. Виды рисунка: линейный (контурный), тональный (светотеневой),

силуэтный


Рисунок как часть графического искусства.  Виды рисунка: линейный (контурный), тональный (светотеневой), силуэтный

Слайд 14Наброски, этюды, эскизы.

Наброски, этюды, эскизы.

Слайд 15Творческие работы старших дошкольников по графике

Творческие работы старших дошкольников по графике

Слайд 16Силуэтное рисование. Рисование мягкими материалами: цветными карандашами, пастелью, соусом, сангиной, сепией,

углем


Силуэтное рисование.  Рисование мягкими материалами: цветными карандашами, пастелью, соусом, сангиной, сепией, углем

Слайд 18Живописные техники: акварель, гуашь, акрил, темпера, масло

Живописные техники: акварель, гуашь, акрил, темпера, масло

Слайд 22

Методы, формы обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста

Методы, формы обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста

Слайд 23Выводы по первой главе
Необходимое условие этой

активности дошкольника наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.
Важным условием для развития у детей изобразительных способностей является организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье.
Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.
Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у старших дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.
Выводы по первой главе    Необходимое условие этой активности дошкольника наличие осознанной цели: стремление создать

Слайд 24






Этапы эксперимента:



Цель экспериментального исследования заключалась в том, чтобы выявить использование наиболее

эффективных средств выразительности в детских рисунках в процессе обучения рисунку и живописи после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ранее.

Глава II. Экспериментальное исследование формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи
Результаты теоретического анализа определили подход к разработке программы эксперимента, который осуществлялся на базе МБДОУ Детский сад «Сказка» г. Цимлянска, Ростовской области. Данное учреждение работает по комплексной программе «Детство».
Эмпирическое исследование проводилось на выборке испытуемых в количестве 8 человек. Все дети относятся к возрастному периоду от 5 до 7 лет.

Этапы эксперимента:Цель экспериментального исследования заключалась в том, чтобы выявить использование наиболее эффективных средств выразительности в детских рисунках

Слайд 25












Констатирующий этап эксперимента

Цель этапа: выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков

в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста, умение использовать средства выразительности.

Для решения данной проблемы, была разработана опытно-экспериментальная программа. В нее вошли 3 этапа работы:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный

Констатирующий этап экспериментаЦель этапа: выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного

Слайд 26.











Проведены диагностические методики на изучение средств выразительности рисунков детей 5-6-летнего возраста,

исследование умения использовать нужный цвет, умения составлять композицию сюжета.
Методика 1. Цель: исследование умения использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет.
Методика 2. Цель: исследование фантазии, образного мышления.
Методика 3. Цель: изучение оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста.
Методика 4. Цель: исследование умения составлять композицию.
.Проведены диагностические методики на изучение средств выразительности рисунков детей 5-6-летнего возраста, исследование умения использовать нужный цвет, умения

Слайд 27Методика 1.
Цель: исследование умения использовать в рисунке такое средство выразительности как

цвет.


Методика 1.Цель: исследование умения использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет.

Слайд 28Методика 2 - исследование фантазии, образного мышления.

Методика 2 - исследование фантазии, образного мышления.

Слайд 29Методика 3 – этап-изучение оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста.

Методика 3 – этап-изучение оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста.

Слайд 30
Методика 4 –исследование умения составлять композицию


Методика 4 –исследование умения составлять композицию

Слайд 31По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют

разнообразный уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков.

Результаты констатирующего этапа эксперимента






щего этапа эксперимента




В.У. – 13%
С.У. – 37%
Н.У. – 50%

По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный уровень развития изобразительных знаний, умений

Слайд 32Формирующий этап
Задачи:

1.Развивать способность детей к использованию в рисунках всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, колорит, пятно, линию).
2.Познакомить детей с техническими возможностями изобразительных материалов;
3.Побуждать к созданию неповторимых, оригинальных образов в сюжетном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

Цель:
Развитие изобразительных знаний, умений и навыков в рисунке через сказочные образы.
закреплять умения располагать предметы, объекты, персонажи композиций на листе бумаги.
развивать воображение, творческие способности.
развивать у детей способность из частей собирать единую композицию.

Формирующий этапЗадачи:

Слайд 33Принципы планирования:
1. Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
2. Познакомить детей

с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия).
3. Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения.
4. Учить детей передавать выразительные образы.
5. Закреплять технические навыки и умения.

Внимание уделялось рассматриванию иллюстраций;
решались изобразительные технические задачи; учили ребят свободно владеть кистью, используя различные приёмы.


Принципы планирования: 1.	Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.2.	Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция,

Слайд 34Результаты формирующего этапа эксперимента
использование художественных образов в работе

с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей.
Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.
Большая работа проведена с родителями в виде консультации на тему «Значение художественных студий». Это позволило систематично и последовательно решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода.
Проводили родительские собрания, на которых предлагали просмотр выставки «Маленькие волшебники» и при этом обращали внимание родителей на использование разнообразного изобразительного материала для создания наиболее продуктивного и выразительного рисунка.



Результаты формирующего этапа эксперимента  использование художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения

Слайд 35Контрольный этап эксперимента Цель: выявить использование наиболее эффективных средств выразительности в детских

рисунках в процессе обучения рисунку; доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ранее.
Контрольный этап эксперимента Цель: выявить использование наиболее эффективных средств выразительности в детских рисунках в процессе обучения рисунку;

Слайд 36


В.У. – 13%

С.У. – 37%
Н.У. – 50%
В.У. – 13%

Слайд 37Вывод по второй главе
Дети повысили свой уровень

развития изобразительных знаний, умений и навыков, они находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые решения, форму, композицию.
В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношение к процессу рисунка и живописи, активизируются поиски выразительных средств передачи сюжета.
Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Большое значение придается проблеме диагностики художественно одаренных детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношение к изображению, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.
Вывод по второй главе     Дети повысили свой уровень развития изобразительных знаний, умений и

Слайд 38Заключение
Взяв за основу труды отечественных и зарубежных ученых, была проведена опытно

- исследовательская работа, направленная на анализ педагогической литературы и обоснования наиболее эффективных средств развития творческих способностей детей в процессе обучения рисунку и живописи.
Выбрав объектом исследования процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении рисунку и живописи, мы провели оценочную и обобщающую работу с литературой и опытом работ дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования были обоснованы наиболее эффективные средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисунку и живописи.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, занятия по рисунку и живописи способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗаключениеВзяв за основу труды отечественных и зарубежных ученых, была проведена опытно - исследовательская работа, направленная на анализ

Слайд 39Работы старших дошкольников на тему «Зимняя сказка»

Работы  старших дошкольников на тему   «Зимняя сказка»

Слайд 40Работы старших дошкольников на тему «Колобок и лиса»

Работы  старших дошкольников на тему «Колобок и лиса»

Слайд 41Работы старших дошкольников на тему: «Гуси – лебеди»

Работы  старших дошкольников на тему: «Гуси – лебеди»

Слайд 42Работы старших дошкольников по теме «Иван-царевич с жар-птицей»

Работы  старших дошкольников по теме «Иван-царевич с жар-птицей»

Слайд 43Работы старших дошкольников на тему: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Работы  старших дошкольников на тему:  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слайд 44 Работы старших дошкольников на тему «Сказке о царе Салтане»

Работы  старших дошкольников на тему «Сказке о царе Салтане»

Слайд 45Работы старших дошкольников на тему «Снегурочка»

Работы  старших дошкольников на тему «Снегурочка»

Слайд 46 Работы старших дошкольников на тему: «Сказочный мир»

Работы  старших дошкольников на тему: «Сказочный мир»

Слайд 49Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть