Слайд 1Родительское собрание по вопросам свободного и компетентного выбора модуля
по
курсу ОРКСЭ в 3-х классах
Норкина Ольга Анатольевна, преподаватель курса ОРКСЭ
Слайд 2Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для
обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам"жизни сообща"стало первоочередной задачей воспитания.
Федерико Майор,
генеральный директор
ЮНЕСКО
Слайд 3Назначение предмета
Помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных
проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
Воспитание ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи.
Слайд 4
Цель предмета ОРКСЭ - формирование
у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Слайд 5Задачи курса ОРКСЭ
1.Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, школы;
3.Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 6Структура курса
«Основы религиозных культур и светской этики»:
Учебный курс ОРКСЭ - единая
комплексная учебно-воспитательная система
Слайд 7Структура предмета
Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
Духовные
ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)
Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)
Традиционные религии и этика в России (13 ч.)
Духовные традиции многонационального народа России (4ч.).
Слайд 8 Содержание модулей курса:
-
ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой;
- не включает специальных богословских вопросов;
- не содержит критических оценок других религий и мировоззрений
Слайд 9Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую
духовную традицию.
Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада.
Проповедническая миссия Пророка Мухаммада.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности.
Общие принципы ислама и исламской этики.
.
Слайд 10Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Столпы ислама и исламской этики.
Исполнение мусульманами
своих обязанностей.
Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Ислам в России.
Семья в исламе.
Нравственные основы семьи в исламе.
Слайд 11Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим,
дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие.
Забота о здоровье в культуре ислама.
Ценность образования и польза учения в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 13Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Ведение в буддийскую
духовную традицию.
Культура и религия.
Будда и его Учение.
Буддийский священный канон.
Буддийская картина мира.
Добро и зло.
Ненасилие и доброта.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Слайд 14Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Милосердие и сострадание.
Отношение к природе.
Буддийские святые.
Будды.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России.
Основы буддийского Учения и этики.
Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы.
.
Слайд 15Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Буддийский храм.
Буддийские святыни
Буддийский календарь.
Праздники в
буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Священные буддийские сооружения.
Буддийские ритуалы.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 17Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную
традицию.
Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Священное Писание.
Священное Писание и Священное Предание.
Во что верят православные христиане.
Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура.
Христианское учение о спасении.
.
Слайд 18Учебный модуль «Основы православной культуры»
Добро и зло в православной традиции.
Христианская
этика: заповеди блаженства.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Добродетели и страсти.
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Спаситель.
Жертвенная любовь
Победа над смертью.
Православие в России.
Православный храм и другие святыни.
Слайд 19Учебный модуль «Основы православной культуры»
Православные Таинства.
Символический язык православной культуры.
Христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
Православный календарь, его символическое значение.
Почитание святых.
Праздники.
Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 21Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую
духовную традицию.
Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма.
Сущность Торы.
«Золотое правило Гилеля».
Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Исход из Египта
Слайд 22Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
.
Получение Торы на горе Синай.
Пророки
и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Субботний ритуал.
Молитвы и благословения в иудаизме.
Добро и зло.
Иудаизм в России.
Основные принципы иудаизма.
.
Слайд 23Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма
в повседневной жизни евреев
Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 25Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и
религия.
Возникновение религий.
Древнейшие верования.
Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира:
Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран.
Хранители предания в религиях мира.
Человек в религиозных традициях мира.
Слайд 26Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Добро и зло.
Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Рай и ад.
Религии России.
Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы в искусстве
Слайд 27Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
.
Календари религий мира.
Праздники в
религиях мира.
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 28Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль.
Этика и ее значение в жизни человека.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности.
Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Нравственный образец богатыря.
Нормы морали.
Дворянский кодекс чести.
Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Слайд 29Учебный модуль «Основы светской этики»
Мораль защитника Отечества.
Порядочность.
Интеллигентность.
Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит «быть нравственным» в наше время?
Добро и зло.
Долг и совесть.
Честь и достоинство.
Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности.
Идеалы.
Слайд 30Учебный модуль «Основы светской этики»
Принципы морали.
Методика создания морального кодекса в
школе.
Этикет.
Этикетная сторона костюма.
Школьная форма – за и против.
Образование как нравственная норма.
Человек – то, что он из себя сделал.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.
Слайд 31На занятиях курса ОРКСЭ
Изучаются:
исторические факты
информация о существующих религиях
Происходит:
приобщение к общечеловеческим и
духовным ценностям (через актуализацию опыта детей)
Слайд 32Организация изучения
Совместные размышления
Эссе
Тренинг
Интерактивные экскурсии
Совместные проекты
Изучение заповедей
Изучение притч и примеров из жизни
пророков и святых
Игры
Практические упражнения
Анализ и сочинение сказок, притч… .
Слайд 33В пособии раскрыты условия преподавания курса в учебном процессе образовательных учреждений,
структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.
Слайд 34Полезные интернет-ресурсы
1.Большой энциклопедический и исторический словари
он-лайн: http://www.edic.ru
2.Портал «Музеи России»: http://www.museum.ru
3.
Православный медиа-портал: http://tvspas.ru/opk/-
4. Сайт центра исламских исследований: www.islamica.ru
5.Электронная библиотека: http://ethicscenter.ru , http://www.filosof.historic.ru
6. Электронная гуманитарная библиотека: www.gumfak.ru
7. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
8.Специализированный портал, посвященный преподаванию ОРКСЭ: http://www.orkce.ru
Слайд 35Уважаемые родители, выбор за вами!