Слайд 1Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
Выполнила студентка группы ПНК-32 Кривенцева
Ольга
Слайд 2Предметом описываемого опыта является учебно–исследовательская деятельность учащихся начальной школы.
Слайд 3Объектом – освоение учащимися метапредметных умений и навыков.
Слайд 4Цель: обобщить имеющийся опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.
Задачи:
1.Систематизировать
используемые приемы и методы включения учащихся в учебную деятельность и её реализацию.
2. Представить систему уроков по освоению метапредметных и личностных умений через включение учащихся второго класса в исследовательскую деятельность.
3.Проследить воздействие этой системы, применяемых приемов и методов на детей и установить наиболее эффективные из них.
Слайд 5Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме выявления психологических особенностей формирования
математических способностей; наблюдение за учебной деятельностью младших школьников и процессом решения математических задач; педагогический эксперимент.
Слайд 6Формирование способностей
Этапы психологической структуры
первоначальное умение
не достаточно умелая деятельность
отдельные
общие умения
высокоразвитое умение
мастерство
Слайд 7В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает
проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся, это и является основной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.
Слайд 8База исследовательской деятельности:
- методологическую (усвоение структуры исследовательской деятельности и отдельных исследовательских
умений и методов, общих и специальных для предмета);
- общую логическую (работа над общими умственными и логическими умениями);
- содержательную (овладение предметными знаниями и умениями);
- субъектную (накопление личностного опыта осуществления исследовательской деятельности). На этой базе легче развивать исследовательскую деятельность учащихся основной школы.
Слайд 9В результате изучения математики ученик должен обладать навыками:
Знать/понимать:
- последовательность чисел в
пределах 100 000;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
Слайд 10Уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- представлять
многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
Слайд 11- выполнять деление с остатком в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления
(сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
Слайд 12- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
- чертить
с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
Слайд 13Использовать приобретенные навыков в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентировки
в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов «на глаз»;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Слайд 14Типология математических задач:
1 тип - стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по
образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т.п.)
2 тип - задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:
Слайд 15Исследовательские умения:
а) умение проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;
б) умение классифицировать
объекты (выделять существенные признаки объекта или последовательности объектов, устанавливать основание классификации или делать выбор основания);
в) умение обобщать и находить закономерности;
г) умение конструировать математические объекты.
Слайд 16Положительными моментами выполнения исследовательского задания являются:
- интерес детей, вызванный формой выполнения
задания, способствует лучшему усвоению непростых математических закономерностей, составляющих содержание задания;
- динамическое моделирование процесса, схожесть анимации с реальностью,
- возможность повторения процесса (что не всегда возможно в реальной жизни),
- фиксация экспериментальных результатов для каждого отдельного процесса, что не всегда возможно в реальности и что позволяет выполнить их анализ и обобщение, подвести детей к формулировке выводов;
- использование разных видов моделирования для фиксации результатов (графического, аналитического, вербального), что позволяет детям воспринимать и обрабатывать информацию с помощью различных анализаторов, подключая не только логическое, но и образное мышление.
Слайд 17К числу таких заданий отнесены:
- фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со
скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;
- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
- софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);
- игры типа «Кто первым получит 50» и т.п.
Слайд 18Были выявлены пять групп исследовательских умений младших школьников:
1. Умения организовать свою
работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Слайд 19Использование различных методов и приёмов в работе по формированию исследовательских способностей
у младших школьников привело к тому, что повысился уровень знаний у учащихся и т.д.
Надо отметить, что результаты этой работы стали закономерным итогом деятельности, направленной и на учащихся. А потому следует говорить не только о содержании подобной работы, но и о масштабах и систематичности её проведения.
Слайд 20Список литературы:
https://infourok.ru/material.html?mid=49212
https://infourok.ru/statya-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole-2146131.html
https://textarchive.ru/c-2715546-pall.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2011/06/23/uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-mladshikh-shkolnikov