Слайд 1Цели и задачи современого урока начальной школы с позиции формирования учебных
ФГОС
Структура
современного урока
с позиции формирования учебных действий
Слайд 3Ведущая идея урока
Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества.
Использование моделей
обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности.
Обучение анализу своей деятельности.
Обеспечение активной учебной деятельности.
Создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.
Слайд 4Ведущая идея урока
Ориентир на развивающее обучение.
Усиление субъект-субъектной схемы взаимодействия учителя
и учащихся.
Учебник – средство интенсивного развития личности учащегося (интеллектуальной, эмоционально-чувственной, духовной, волевой, потребностно-мотивационной) через работу с основными и дополнительными текстами, рисунками, заданиями, комиксами, тестами, терминами.
Слайд 5Ю.А. Конаржевский
«Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии
ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры»
«Урок не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности»
Слайд 6На уроке важны
Идея ценности личности, создание наиболее благоприятных условий для развития
и самовыражения учащихся.
Ориентация на воспитание социальной ответственности.
Существование различных точек зрения, отсутствие единой, жестко заданной нормы восприятия изучаемого материала.
Активные отношения между субъектами обучения.
Слайд 7Формирование общеучебных умений школьников
Встраивание новых знаний в систему старых
Опора на знания
других предметов
Отбор необходимых знаний из большого объема информации
Систематизация учебного материала
Нахождение причинно-следственных связей
Развертывание и свертывание знаний в таблицы, схемы
Умение пользоваться справочным материалом, в том числе учебником
Слайд 8Развитие устной и письменной речи
Чтение научного текста и работа над содержанием
Пересказ
по плану
Устный ответ на вопрос
Устное сочинение
Устный доклад
Мини-реферат научно-популярного текста
Рассказ по рисунку, комиксу
Слайд 9Работа с текстом
Составление плана по абзацам
Выписывание терминов
Выписывание предложений, передающих главную мысль
Озаглавливание
абзаца
Орфоэпическая работа
Лексическая работа
Слайд 10Вопросы, направляющие ход мышления
Общие вопросы
Приведите пример... ?
Каким образом можно ... использовать для ... ?
Что случится, если ... ?
Что подразумевается под ... ?
В чем сильные и слабые стороны ... ?
На что похоже ... ?
Используемые навыки мышления
Приложение
Приложение
Предположение/выдвижение гипотез
Анализ/заключение
Анализ/заключение
Идентификация и создание аналогий и метафор
Слайд 11В качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики
и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов в образовании.
В качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов в образовании.
Слайд 12Работа с новым понятием, словом
слово, понятие
ассоциации,
символы
Известное определение____________________________________
Одно хорошее
предложение с данным понятием_______________________________________
Собственный вариант определения____________________________________
Хорошее определение из другого источника_________________________________
Слайд 13Кольца Венна
Различное общее Различное
Слайд 14Дерево предсказаний
Тема
аргумент
аргумент
обоснование
обоснование
обоснование
обоснование
Слайд 15Деятельностный характер обучения
Практические работы
Эксперимент
Решение задач
Обращение к научным парадоксам
Экскурсии
Использование метода проектов
Слайд 16Основные этапы урока
Актуализация знаний, вызов информации, полученной ранее на уроках, из
жизни…
Осмысление, активное
изучение нового
материала
Рефлексия
(размышление
об узнанном)
Слайд 18Урок сегодня: развитие, творчество, комфорт
Формирование предметной компетентности
Формирование информационной культуры
Развитие познавательной активности
и самостоятельности
Развитие мышления
Развитие творческих способностей
Формирование коммуникативной компетентности
Создание психологически
комфортной среды
Разнообразие учебной
деятельности
Слайд 19Три постулата современного урока
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и
осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Слайд 21Что можно и чего нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя
посягать на другого человека. Все остальное можно.
Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Слайд 22Организационные основания урока.
1. Работают все и работает каждый.
2. Интересно мнение каждого
и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие,
и каждый благодарен всем
за своё продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказывать мнение относительно проведённого занятия.
Слайд 23Система организационных правил на уроке
Доводить педагогические требования до своего логического конца.
Сопровождать
педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого.
Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований.
Не предъявлять детям непосильных требований.
Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
Слайд 24Показатели культуры урока
Поведенческие.
Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.
Учебный материал – отражение
разных сторон жизни.
Эмоциональная окрашенность урока.
Слайд 25Культурологические нормы деятельности учителя
на уроке
Учитель – не обслуживающий персонал, не
слуга детей, не средство обучения.
Создание «высоких» условий обучения.
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями.
Слайд 26Правила совместного общения
на уроке
Не произносить резких, категоричных суждений.
Не подчёркивать интеллектуальное
превосходство кого-либо.
Не пренебрегать мнениями других.
Не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и чётким в высказываниях.
Не допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
Отмечать индивидуально-ценное в работе каждого.
Выражать благодарность в адрес присутствующих.
Слайд 27Правила для учителя по формированию и развитию УУД
- Любые действия должны
быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
- Развитие внутренней мотивации – это движение вперед.
- Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
Слайд 28Правила для учителя по формированию и развитию УУД
- Чтобы чего-то добиться,
цель должен знать каждый ученик.
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- В центре внимания урока – дети.
- Помогать ребенку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
- Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Слайд 29Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей.
Конечный результат
урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые обучающиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками.
Слайд 30Умения и навыки могут быть получены на основе авторитарных отношений, калечащих
душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.
Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.
Слайд 31Результат учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
целенаправленность его деятельности на
уроке;
характер отношения с обучающимися;
индивидуально-личностный подход к обучающимся;
умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности обучающихся;
работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
Слайд 32Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
работа по развитию познавательного
интереса;
работа учителя по формированию знаний, умений, навыков и вооружению обучающихся способами познавательной деятельности;
сфокусированность усилий на формирование понятий;
развитие общих способностей обучающихся;
объективность оценки знаний обучающихся, соединение использования оценки и отметки;
эффективность усилий, развивающих личность;
эффективность воспитывающих влияний.
Слайд 33Результаты работы обучающихся:
уровень самостоятельности, самодеятельности обучающихся на уроке;
отношение обучающихся к учебному
труду;
отношение обучающихся к предмету, к учителю, друг к другу;
объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;
наличие у обучающихся познавательного интереса;
воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;
знание учениками фактического материала и уровень его усвоения
Слайд 34Характеристика степени обученности обучающегося
Показатель 1. Различение, распознавание.
Характеризует низшую степень обученности.
Обучающийся может лишь констатировать, что материал объяснялся учителем, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы обучающегося односложны, наблюдаются попытки угадать ответ.
Слайд 35Характеристика степени обученности обучающегося
Показатель 2. Запоминание.
Обучающийся
может пересказать содержание определённого текста, правила, однако, до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не её смысловую сторону. Усвоение материала на основе заучивания. Опора на заучивание – это одна из причин формализма в обучении.
Слайд 36Характеристика степени обученности обучающегося
Показатель 3. Понимание.
Может найти
признаки, связи, умеет анализировать и обобщать. Применяет правила логического умозаключения. Умеет воспроизвести учебный материл, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может воспроизвести знания на практике.
Слайд 37Характеристика степени обученности обучающегося
Показатель 4.
Элементарные умения и навыки.
Отработано элементарное умение
использовать полученные теоретические знания на практике. Обучающийся умеет реализовать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы, правила.
Слайд 38Характеристика степени обученности обучающегося
Показатель 5. Перенос ЗУН (знаний, умений, навыков) в
новые ситуации.
Умеет творчески применять полученные знания в новой нестандартной ситуации, даёт ответ на любой вопрос, решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.
Слайд 39Этапы
проблемно-диалогического урока
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной
проблемы учениками.
2) Выдвижение версий.
3) Актуализация имеющихся знаний.
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6)Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
Слайд 40Алгоритм подготовки
проблемно-диалогического урока
1. Определить место урока в системе (программа) и
тип урока.
2. Чтение материала в учебнике (содержательный план)
3. Определение целей по линиям развития.
4. Определение мини (стандарт) и макси (предложение учебника) уровней.
5. Разработка проблемной ситуации.
6. Предполагаемый диалог (побуждающий, подводящий).
7. Актуализация знаний.
8. Форма работы (индивидуальная, в паре, в группе).
9. Применение знаний (система упражнений по уровням).
10. Рефлексия.
11. Домашнее задание (возможна дифференциация)
Слайд 41В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро
устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий формирующих активную роль обучаемого.
Слайд 42Технология обучения – это совокупность приемов, действий обучающихся, выполняемых в определенной
последовательности, позволяющих реализовать тот или иной метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определенной дидактической системы.
Слайд 44Одна из основных задач – сформировать у обучающихся профессиональные навыки самостоятельной
работы со знаниями.
Это значит: уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.
Слайд 45Обзор существующих подходов к организации учебного процесса показывает возможности их интеграции
на базе ряда апробированных педагогических технологий, доказавших свою педагогическую эффективность. К числу таких технологий могут быть отнесены технологии основанные :
на создании учебных ситуаций;
на реализации проектной деятельности;
на уровневой дифференциации обучения.
Слайд 46Новые образовательные стандарты
Учитель должен изменить сам подход к процессу обучения, отношения
к ученику, осознать, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание имеют значение для развития личности.
Слайд 47«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай
мне попробовать, и я научусь».
Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.