Слайд 1Тема 1.12 Требования к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальной школы
Слайд 2Необходимо принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность.
А именно: человека, подлежащего обучению, ученика – субъекта; предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; внешние условия, в которых находится ученик, время и место.
А. Дистерверг
Слайд 3ПЛАН
Актуальность создания предметно-развивающей среды в кабинете НК
Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда»,
«предметно-развивающая среда»
Требования к ПРС кабинета: принципы, параметры и др.
НПА для создания кабинета в начальной школе
Требования к кабинету НКлассов в условиях введения ФГОС НОО
Документация кабинета
Слайд 4Требования к результату с учетом ФГОC СПО
иметь практический опыт:
участия в создании
предметно-развивающей среды в кабинете;
уметь:
создавать в кабинете предметно-развивающую среду
знать:
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
Слайд 5Требования к результату с учетом ФГОC СПО
Слайд 6Какие требования?
Какой должен быть кабинет в НШ?
Слайд 7Литература:
Тишурина О.Н. Современный кабинет начальных классов, Издательство: ДРОФА, 2009 г.
Слайд 8Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. — М.: Центр инноваций в педагогике,
1995.
Голубева Л.М. Образовательное пространство и образовательная среда начальной школы в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта
Трифанова Н.В., Чертова Т.В., Шамбельская Л.С. Детский сад- школа / под ред. А.В.Антропова. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1996
+ НПА
Литература:
Слайд 91. Актуальность создания предметно-развивающей среды в кабинете НК
Из ФГОС НОО
IV. Требования
к условиям реализации
основной образовательной программы начального общего образования
21. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам
Слайд 10Понятие «образовательное пространство» стало обсуждаемой категорией педагогики не только среди ученых
(Виленский М. Я., Гинецианский В. И., Конев В. Я., Мещерякова Е. В., Панов В. И., Слободчиков В. И., Шендрик И. Г., И.Фрумин, Б.Эльконин и др.), но и среди педагогов общеобразовательных школ.
Слайд 11.
Понятие «образовательного пространства» было введено авторами И.Фрумин и Б.Эльконин еще
в 90-ые годы
Слайд 12Образовательное пространство - это
сфера взаимодействия трех его субъектов - учителя,
ученика и среды между ними (А. Журавлева, В.А. Харитоновой, О.В. Санниковой, И.В. Меньшикова )
то место (условия), где (или при которых) может произойти развитие человека или качественные изменения с ним.
Слайд 13Образовательная среда
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего
«среда» рассматривается как один из генеральных факторов, воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (П. П. Блонский, Дж.Брунер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С.Френе и др.).
Педагогическая характеристика образовательной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (Г. А. Ковалёв, В. А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин и др.).
Слайд 14Образовательная среда
совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и
экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой.
Слайд 15Образовательная среда -
это продукт совместного конструирования всех ее субъектов в рамках
действующей коммуникации
это момент непосредственного участия всех ее субъектов в создании образовательной ситуации. Среда помещает в себя практику всех субъектов, которые в ней находятся. Она вмещает множество практик, которые вступают в некоторые отношения друг с другом.
Слайд 17Образовательная среда должна быть:
комфортной;
эмоционально насыщенной;
обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп жизнедеятельности;
направлена
на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка;
расширяющей познавательные возможности;
стимулирующей различные виды активности;
побуждающей к самостоятельности и творчеству;
здоровьесберегающей.
Слайд 19Образовательная среда -
система педагогических и психологических условий и влияний, которые
создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации (В.И. Панов).
Слайд 20Компоненты образовательной среды (В.И. Панов).
Слайд 21Пространственно-предметный компонент —
пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных
действий и поведения субъектов образовательной среды.
Слайд 22Развивающая предметная среда (С.Л. Новоселова) -
система материальных
объектов деятельности ребенка, насыщенная
играми, игрушками, пособиями,
оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой
деятельности детей.
Слайд 23Компоненты предметно-развивающей среды (Полякова М.Н.)
Слайд 24К предметному содержанию, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:
игры, предметы и
игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений)
Слайд 25Принципы создания предметно-развивающей среды:
открытость,
гибкое зонирование (центры, уголки),
стабильность и
динамичность развивающей среды,
комплексный подход (многофункциональность помещения; рациональность использования пространства; взаимосвязь цветовой отделки и освещения; целесообразность озеленения интерьера, взаимосвязь образовательной, развивающей, оздоровительной, информационной составляющих среды)
· безопасности и личного комфорта обучающихся,
· вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов,
· динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов обучающихся.
Слайд 26Функции ПРС:
информативная
средство передачи соц опыта
реализация творческого потенциала ребенка
возможность индивидуализации личности
свобода самостоятельных
действий
коррекционная
воспитательная
Слайд 27Показатели качества ПРС
Дифференциация
Вариативность
Непрерывность
Открытость
Адаптивность
Слайд 28Пакет документов ПРС
Модель ПРС (исходная и перспективная)
Психолого-педагогическое обоснование модели
Картотека
Документация учебного
кабинета
План или программа развития ПРС
Заключение комиссии МОУО по приемке ПРС
Слайд 29Алгоритм создания ПРС в кабинете
Слайд 30НПА для создания кабинета в начальной школе (федер.уров.)
ФГОС НОО
Федеральные требования к
образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682)
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676) Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03
Слайд 31Требования к кабинету НК в условиях введения ФГОС НОО
Кабинет – помещение,
предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с учащимися в полном соответствии с действующими ФГОС, учебными планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса.
Слайд 32Учебный кабинет в начальной школе
представляет собой особую развивающую среду, позволяющую
реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения обучающихся на основе их личной активности.
Слайд 33Кабинет создается с целью
обеспечения благоприятных условий для совершенствования образовательного процесса,
повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС.
Слайд 34. Требования к кабинету в НШ
Общие требования к учебному
кабинету
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
Санитарно-гигиенические требования к кабинету начальных классов:
Требования к школьной мебели.
Требования к классной доске.
Требования к температуре воздуха
Требования к естественному и искусственному освещению
Требования к оснащению классов-кабинетов техническими, устройствами, аппаратурой и приспособлениями
Требования к размещению и хранению учебного оборудования
Документация кабинета
Слайд 35НПА для создания кабинета в начальной школе
ФГОС НОО
Федеральные требования к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682)
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)
Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03