Слайд 1Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) при организации учебно-воспитательной деятельности В ОУД.
Слайд 2Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст
Генрих Саулович
Альтшуллер
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития изобретательских задач.
Слайд 3Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию —
это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.
Слайд 4Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как В. Ф.
Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в ДО для развития творческих способностей детей.
Слайд 5М. Шустерман «Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и
маленьких» .
В. Богат «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет».
Слайд 6Книги по ТРИЗ для детского сада
Слайд 7Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера «Третье тысячелетие»
Слайд 8В книге автор описывает принципы педагогики будущего:
1. Педагогика должна быть
направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.
2. Обучение начинается в раннем возрасте (3 –х лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.
3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности человек делает сам.
4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).
5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.
6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей ребенка.
7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.
Слайд 9Принципы построения занятий на основе ТРИЗ в детском саду:
При минимуме сообщения
информации – максимум рассуждений.
Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
Активизация творческого воображения.
Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов.
Слайд 10Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
Способствует развитию аналитических способностей.
Учит ребенка рассуждать
и отстаивать свою точку зрения.
Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
Дает свободу слова и свободу проявления личности.
Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.
Слайд 11Занятия по методике ТРИЗ состоят из 4 этапов:
Первый этап – поиск
сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).
Слайд 12Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу
истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.
Слайд 13 Третий этап – разрешение противоречий
с помощью сказок
и игр.
Например, чтобы скрыться от дождя,
нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.
Слайд 14Четвертый этап - направлен на развитие творческого воображения и мышления. Теперь
ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют противоречия.
Слайд 15На занятиях в ДОО могут использоваться:
ТРИЗ
проекты
загадки
игры
вопросы
Слайд 16 Примеры ТРИЗ вопросов и задач для детей:
Кого больше мужчин или
пап?
Чего больше на свете квадратов или четырехугольников?
Почему деревья сбрасывают листья?
Зачем нужны окна домам?
Слайд 17Пример ТРИЗ проекта (основа):
Узнать все о материале, из которого сделан мальчик
Фантик — о бумаге.
Поднимаясь по этажам волшебного дома, дети производят различные мыслительные операции.
- На первом этаже (этаж ДЕЛО) они выясняют, какова функция бумаги и для чего человек ее придумал.
- На втором этаже (этаж ДРУЗЬЯ) дети рассматривают виды бумаги (картон, калька, гофрированная и так далее), вспоминают, что делают из бумаги (коробки, книги, альбомы и так далее). Так они находят бумажных друзей Фантику.
Слайд 18- На третьем этаже (этаж SOS) дети экспериментируют с бумагой, выясняют,
что может случиться с Фантиком и чего ему необходимо опасаться.
- На четвертом этаже (этаж ПОМОЩНИКИ) дети называют предметы, которые выполняют те же функции, что и бумага.
- На пятом этаже (этаж ВОЛШЕБНИК) происходит изменение и преобразование предметов с помощью метода фокальных объектов (перенос свойств бумаги на окружающие предметы — все стало бумажным: дома, транспорт, мебель и даже люди).
Слайд 19Пример составления ТРИЗ загадок В ДС:
дерево
Модель 1. Какой? Что бывает таким
же?
Слайд 20Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?
Слайд 21Модель 3. На что похоже? Чем отличается?
Слайд 22Примеры ТРИЗ игр для ДО:
Составление цепочек ассоциаций.
По очереди с ребенком называете
слово, которое «возникает» в голове. Например, так:
Воспитатель: мяч
Ребёнок 1: круглый
Ребёнок 2: зонт
Ребёнок 3 : дождь
Ребёнок 4: холодный
Ребёнок 5: холодильник
Слайд 23"Хорошо-плохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные
и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Слайд 24Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята.
Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все книги;
- все игрушки;
- ластики.
Слайд 25"Сказка наизнанку".
Это один из вариантов игры в " перевирание" сказок. Он
состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.
Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:
Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов:
Слайд 26Список рекомендуемой литературы:
Гин С. И.Занятия по ТРИЗ в детском саду, 2007
Страунинг
А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - №3-4.
Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником., Рига, 1994.
Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указ./ Магнитогор. пед. Ин-т. — Магнитогорск, 1994. — 49 С.
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун—та, 1993. – 32 С.
Омеличев В.П. ТРИЗ: Основы технологии решения интеллектуалных задач/ Сред. шк. N123 г.Челябинска. — Челябинск, 1996. — 122С.
Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей.