Слайд 1Тема по самообразованию:
«Развитие познавательных способностей учащихся на уроках»
Выполнила:
Князева И. Н. ,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2014
Слайд 2Развитие познавательных способностей учащихся на уроках
Слайд 3Цель:
выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников
к учению на уроках
Слайд 4Задачи:
развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной
и речевой деятельности учащихся;
повысить качество преподавания на основе внедрения ИКТ;
повысить интерес учащихся к урокам, развивать творческие способности, логическое мышление,
в ходе работы использовать различные методы исследования познавательных интересов.
Слайд 5В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
Изучение педагогических программных
средств по предметам и оценке их достоинств и недостатков.
Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
компьютерные технологии обучения;
дифференциация обучения;
мультимедиа технологии – способ подготовки электронных документов. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное развитие современных компьютерных технологий обучения.
Слайд 6Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся;
усиление положительной мотивации обучения;
активизация
познавательной деятельности уч-ся
Слайд 7Форма отчета по проделанной работе:
сообщение на заседании ШМО учителей начальных
классов;
выступление на аппаратном совещании
Слайд 8Форма самообразования:
индивидуальная
Слайд 9План работы по самообразованию на 2012-2014 годы
Слайд 10Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на ШМО учителей
начальных классов.
Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.
Систематизация материалов методической, педагогической, психологической литературы.
Корректировка работы.
Слайд 11Открытые уроки на школьном уровне.
Участие с детьми в олимпиадах, конкурсах.
Посещение уроков
учителей школы.
Посещение семинаров.
Самоанализ и самооценка своих уроков.
Слайд 12Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
Открытый урок
на школьном уровне.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме самообразования.
Слайд 13Понятие «познавательный интерес»
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности
на предметы и явления окружающей действительности.
Слайд 14Задача учителя, формирующего познавательный интерес:
Быть внимательным к каждому ребенку;
Уметь увидеть, подметить
у ученика искру интереса к какой – либо стороне учебной работы;
Создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к знаниям, к науке.
Слайд 15Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.
Первое
условие состоит в том, чтобы осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.
Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
Третье условие – это эмоциональная атмосфера обучения.
Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе.
Эта группа условий отношения «ученик- учитель», «ученик- родитель», «ученик - коллектив».
Слайд 17На какие две группы можно разбить фигуры?
Найди разные способы.
Слайд 18Дифференцированное обучение
обеспечивается различными видами учебных заданий, которые учитывают индивидуальные особенности
учащихся и уровень их подготовки по предметам
Работа над задачей.
1 группа.
Соединить текст задачи с нужным выражением.
2 группа.
Составь выражение к задаче.
3 группа.
Составь выражение и придумай свою задачу к выражению.
Слайд 19Задания на смекалку
Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4кг. Какова будет
масса петуха, если он встанет на одну ногу.
Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик?
У семи брать по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Слайд 20Задания на развитие внимания
Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов.
Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?
Росли две вербы. На каждой вербе по 2 ветке, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
Между цифрами отсутствуют знаки «+» и «-«. Необходимо как можно быстрее расставить знаки таким образом, чтобы получилось 12.
А) 2 6 3 4 5 8 = 12; Б) 9 8 1 3 5 2 = 12 В) 8 6 1 7 9 5 = 12
Слайд 21Развитие логического мышления
У доски стоят 3 мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя
посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?
Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее зеленый или красный?
Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждый из них съел по целому яйцу. Как вы это объясните? ( это были дедушка, папа и сын)
Слайд 22Дополнительная работа над задачей:
1. Изменение условия задачи.
2. Постановка вопроса к
решенной задаче.
3. Сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи. Данный прием используется при формировании умения решать задачи нового вида.
4. Анализ выполненного решения.
Слайд 23Дополнительные сведения:
Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных
для сада насекомых.
Один дятел за день съедает до 750 – 900 короедов.
Кукушка съедает за день до 40 гусениц, 5 личинок майских жуков и др.
Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая птичка съедает за день до 300 мух и комаров.
Сова съедает за ночь 7 -8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тыс. мышей-полевок, спасая этим до 20 т зерна.
Божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей.
Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за
Слайд 24Сравни выражения:
Не вычисляя определи, какое выражение имеет большее значение.
Поясни
свой ответ.
605 + (216 - 97) и 605 – (216 - 97)
Слайд 25Дидактические игры
В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в
жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития».
Слайд 26
Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем,
явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.
Слайд 27Дидактические игры:
«Телеграф»
Цель: формировать вычислительные навыки.
Содержание.
Учитель выдает ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа и показывает схему заполнения. Дети решают и передают друг другу.
«Определи маршрут самолета»
Цель: закрепить таблицу умножению и деления.
Содержание. К доске прикрепляется рисунок самолета.
Ученики находят правильный ответ и пример соединяют с ответом.
63 56 12 9 30 7
3 ∙ 4 5 ∙ 6 36 : 4 7 ∙ 8 7 ∙ 9 49 : 7
Слайд 28
Игра «Цветик - семицветик».
На доске «цветик – семицветик». Учитель читает:
- Лети, лети, лепесток,
через запад, на восток,
через север, через юг…
возвращайся, сделав круг.
Дети хором:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Ученики один за другим выходят, срывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за ответами, если правильно, то хлопают в ладоши.
Слайд 29
Игра «День и ночь»
Учитель произносит слово «ночь», дети кладут голову
на парту. В это время учитель читает пример для устного счета. Следует небольшая пауза. Учитель говорит: «день». Дети поднимают голову, те кто сосчитал, поднимает руку.
Слайд 37
Игра «Подумайте - назовите»
(3 команды по 6 человек)
На доске записаны 3 столбика слов:
город …
река …
деревня …
имя …
отчество …
фамилия …
Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.
Слайд 38Игра «Найди ошибку»
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предметы.
Какое слово лишнее и почему?
1. Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2. Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3. Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4. Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5. Бежит, книга, окно, ворота, слон.
Слайд 39Одно из важнейших средств для развития интереса – это самостоятельная работа.
Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение.
Тема «Парные согласные на конце слова»
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Ястре(б, п) - …, арбу(з, с) - …, гара (ш, ж) - …, заво(т, д) - …, гвоз(д,т)ь - ….
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, заво… - …, гвоз…ь - ….
Уровень 3.
Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на две группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, заво…- …, гвоз…ь- …., шка… - … .
Слайд 40Выводы:
Занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и
активизации деятельности учащихся.
Игра – один из приемов преодоления пассивности.
Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету.
Игровые формы обучения на уроках развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения.
Слайд 41
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного
процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.