Слайд 1Формирование коммуникативных умений старшего дошкольника через игровую деятельность
Д-Мост2017
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
формирование
различных форм общения ребенка старшего дошкольного возраста, в том числе через игровую деятельность
Цель исследования – обосновать роль формирования коммуникативных умений старших дошкольников посредством игровой деятельности
Задачи исследования:
провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- рассмотреть и определить особенности и условия формирования коммуникативных умений в процессе игровой деятельности;
- проанализировать образовательные программы ДОО.
Слайд 3Коммуникация – специальная область человеческой деятельности, направленная на взаимный обмен мыслями,
обеспечение взаимопонимания и согласованных действий
Коммуникативные умения связаны с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологических особенностей индивида
Коммуникативные умения – освоенные личностью приемы, методы и способы восприятия и передачи коммуникативных сигналов, готовность субъекта взаимодействовать с партнером в процессе коммуникации с опорой на знания способов и средств общения
Слайд 4I группа: II группа: III группа :
КОММУНИКАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
УМЕНИЯ
ИЛИ РЕЧЕВЫЕ ВОСПРИЯТИЯ ВЗАИМО-
УМЕНИЯ (ПЕРЦЕПТИВНЫЕ) ДЕЙСТВИЯ
В ПРОЦЕССЕ
ОБЩЕНИЯ
(ИНТЕРАКТИВНЫЕ)
Слайд 5
Правила социоигровых подходов в педагогике:
1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер;
2.
Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки;
3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов;
4. Смена обстановки;
5. Ориентация на индивидуальные открытия;
6. То, что трудно – интересно;
7. Движение или активность;
8. Жизнь детей в малых группах;
9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток.
Слайд 6
Цель проведения игр социоигровой направленности: организация собственной деятельности детей в атмосфере
взаимопонимания
Задачи :
Повышение качества образования детей;
Снятие страха перед деятельностью;
Развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей;
Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
Формирование у детей навыка слаженной работы.
Слайд 7
Составляющие социоигровой технологии:
работа в микрогруппах;
смена лидерства;
дети двигаются;
смена темпа и ритма;
интеграция
нескольких видов деятельности;
воспитатель – партнер, советчик.
Слайд 8Отличия социоигровой педагогики от традиционной
Слайд 9
Законы социоигрового общения:
Не унижать ребенка, не оскорблять его.
Уметь найти ошибку и
признать ее.
Быть взаимовежливыми, терпимыми, сдержанными.
Относиться к неудаче как к очередному опыту в познании.
Поддержать, помочь подняться и победить.
Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче.
Не возносить себя над другими. Возносить ближнего.
Дети – фантазёры. Не верить им на слово, но не оставлять без внимания их проблемы
Слайд 10
Принципы социотехнологии:
Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, выдумывает и
организует игры.
Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенности. Свобода – это подчинение своих действий общим правилам.
Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
Движение и активность.
Слайд 11
Плюсы социоигрового стиля:
Отношения «ребенок – сверстники»;
Педагог является равноправным партнером;
Разрушается барьер между
педагогом и ребенком;
Дети ориентированы на сверстников;
Дети самостоятельны и инициативны;
Дети сами устанавливают правила игры;
Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
Дети договариваются, общаются;
Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
Активные дети признают мнение товарищей;
Робким и неуверенным детям дается возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
а
Слайд 12 Классификация игр социоигровой направленности
Слайд 13
Социально-коммуникативное развитие
старшего дошкольника в соответствии с ФГОС ДО:
усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Слайд 14Задачи развития игровой деятельности старших дошкольников при формировании коммуникативных умений:
Развивать умение
играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения;
Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр
Слайд 15Задачи образовательной деятельности старших дошкольников в области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС
ДО:
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам
Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении
Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим
Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям