Презентация, доклад Технология критического мышления на уроках в начальной школе

Содержание

“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать”.Рене Декарт“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”. Эдисон 

Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 с углублённым изучением отдельных

предметов

Внедрение технологии критического мышления на уроках в начальной школе


Автор:
Панькина О.Ф.,
учитель начальных классов

Самара, 2013г.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 с углублённым изучением отдельных предметовВнедрение технологии критического мышления на уроках

Слайд 2
“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать”.
Рене Декарт


“Важнейшая задача

цивилизации – научить человека мыслить”.
Эдисон

 

“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать”.Рене Декарт“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

Слайд 3Думать критически – это:
проявлять любознательность;
использовать исследовательские методы;
ставить перед собой вопросы;
осуществлять планомерный

поиск ответов;
вскрывать причины и следствия фактов;
сомнения в общепринятых истинах;
выработка точки зрения и способность отстоять её логическими доводами;
внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Думать критически – это:проявлять любознательность;использовать исследовательские методы;ставить перед собой вопросы;осуществлять планомерный поиск ответов;вскрывать причины и следствия фактов;сомнения

Слайд 4 В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех стадий:

I стадия

«вызова»
II стадия «осмысления»
III стадия «рефлексии»

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех стадий: I стадия «вызова»II стадия «осмысления»III стадия

Слайд 5Первая стадия — «вызов»
ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса

к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

Первая стадия — «вызов»ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного

Слайд 6Возможные приемы и методы:
«Составление кластера»
«Корзина идей»
«Дерево предсказаний»
«Круглый стол»
«Верите ли вы, что…»
«Концептуальная

таблица»
Возможные приемы и методы: «Составление кластера»«Корзина идей»«Дерево предсказаний»«Круглый стол»«Верите ли вы, что…»«Концептуальная таблица»

Слайд 7Составление кластера
Составление кластера
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те

мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Составление кластераСоставление кластераЭто способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении

Слайд 8Составление кластера

Составление кластера

Слайд 9Составление кластера

Составление кластера

Слайд 10Корзина идей
Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме,

затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

Корзина идейУченик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах

Слайд 11Дерево предсказаний

Дерево предсказаний

Слайд 12Вторая стадия — «осмысление»
содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа

с текстом, причем работа направленная, осмысления. Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучаемого (маркировка текста, составление таблиц, ведение дневника и др.), которые позволяют отслеживать собственное понимание текста.
Вторая стадия — «осмысление» содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа с текстом, причем работа направленная, осмысления.

Слайд 13Возможные приемы и методы:
«Инсерт»
«Чтение с остановками»
«Фишбоун» (рыбий скелет)
Приём «тонких» и «толстых»

вопросов
Приём «З-Х-У»(знаю-хочу узнать - узнал)
«Бортовой журнал»
Таблица« «Плюс-минус- интересно»
Возможные приемы и методы:«Инсерт»«Чтение с остановками»«Фишбоун» (рыбий скелет)Приём «тонких» и «толстых» вопросовПриём «З-Х-У»(знаю-хочу узнать - узнал)«Бортовой журнал»Таблица«

Слайд 14Инсерт

Инсерт

Слайд 15Чтение с остановками

Чтение с остановками

Слайд 16Фишбоун

Фишбоун

Слайд 17«ТОНКИЕ « И»ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

«ТОНКИЕ « И»ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

Слайд 18Приём «Бортовой журнал»

Приём «Бортовой журнал»

Слайд 19Двойной дневник

Двойной дневник

Слайд 20Возможные приемы и методы:
Метод «Шесть думательных шляп»
«Ромашка вопросов»
«Синквейн»
«Ментальная карта»»
«Эссе»
«Хокку»
«Письмо по кругу»
«Интервью»

Возможные приемы и методы: Метод «Шесть думательных шляп»«Ромашка вопросов»«Синквейн»«Ментальная карта»»«Эссе»«Хокку»«Письмо по кругу»«Интервью»

Слайд 21Шесть думательных шляп
Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».
Приём «Шесть шляп».
Класс делится

на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр.76-78
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа

Шесть думательных шляпОкружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».Приём «Шесть шляп».Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется

Слайд 22Ромашка вопросов

Ромашка вопросов

Слайд 23Синквейн
Синквейн» творческая форма рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза

информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

СинквейнСинквейн» творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Слайд 24Примеры синквейна
Луг
Красивый, пёстрый
Пестреет, зеленеет, благоухает
На лугу растёт много цветов.
Красота.
Время
Новое, свободное
Изменяет, процветает,

идет
Новое время многое изменило в жизни людей.
Прогресс.
Примеры синквейнаЛугКрасивый, пёстрыйПестреет, зеленеет, благоухаетНа лугу растёт много цветов.Красота.ВремяНовое, свободноеИзменяет, процветает, идетНовое время многое изменило в жизни

Слайд 25ХОККУ
Хокку - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь

капелька росы
Наша жизнь - и все же...
В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хокку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и лишенным условностей внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением емко и красочно излагать свои мысли.

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен.
Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
О, с какой неохотой!

ХОККУХокку - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.Наша жизнь - росинка.Пусть лишь капелька росыНаша жизнь - и все

Слайд 26Письмо по кругу

Письмо по кругу

Слайд 27Результаты технологии

Результаты технологии

Слайд 28Перечень мероприятий по внедрению технологии критического мышления
Изучение передового опыта,
психолого -

педагогической литературы;
выступление на МО;
отбор-отбор диагностик для исследования параметров мышления учеников;
открытые уроки с применением технологии;
выступление на районном семинаре;
открытые занятие по внеурочной деятельности.

Перечень  мероприятий по внедрению технологии критического мышленияИзучение передового опыта, психолого - педагогической литературы;выступление на МО;отбор-отбор диагностик

Слайд 29Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть