Презентация, доклад Технология критического мышления

Содержание

В основе обучения лежит практическая направленность:Умение описывать, выделять главную мысль, составлять простой план, формулировать вопросы.Умение объяснять, работать со справочниками, составлять схемы.Умение доказывать, прогнозировать, делать выводы, подбирать источники информации.Умение оценивать выполненные задания, планировать учебную деятельность.Умение конспектировать, составлять

Слайд 1Технология «Развитие критического мышления как средство развития личности ребёнка»

«Знание только тогда

знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а
не памятью»
Л.Н. Толстой
Технология  «Развитие критического мышления как средство развития личности ребёнка»«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями

Слайд 2В основе обучения лежит практическая направленность:
Умение описывать, выделять главную мысль, составлять

простой план, формулировать вопросы.

Умение объяснять, работать со справочниками, составлять схемы.

Умение доказывать, прогнозировать, делать выводы, подбирать источники информации.

Умение оценивать выполненные задания, планировать учебную деятельность.

Умение конспектировать, составлять сложный план, организовывать свой труд.

Умение сотрудничать в группе.

Умение самостоятельно заниматься своим обучением.



В основе обучения лежит практическая направленность:Умение описывать, выделять главную мысль, составлять простой план, формулировать вопросы.Умение объяснять, работать

Слайд 3 Причины появления ТКМ 1. Проблема выбора источника информации 2.

Проблема отсутствия мотивации к чтению и обращение к первоисточнику 3. Проблема неумения школьников организовать свой труд


Авторы технологии Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл
В России появилась в 1997 году. Её используют в Москве, Санкт – Петербурге, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде и в других городах
Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологий

Причины появления ТКМ   1. Проблема выбора источника информации  2. Проблема отсутствия

Слайд 4Мышление – процесс познания человеком объектов и явлений окружающего мира

Критическое мышление

– это способность анализировать информацию, способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать решения

Мышление – процесс познания человеком объектов и явлений окружающего мираКритическое мышление – это способность анализировать информацию, способность

Слайд 5Отличительные признаки критического мышления
Носит индивидуальный характер

Информация – отправной, а неконечный путь

мышления

Убедительная аргументация утверждений

Существует в ситуации дискуссии

Осуществляется в реально значимой для человека ситуации



Отличительные признаки критического мышления Носит индивидуальный характерИнформация – отправной, а неконечный путь мышленияУбедительная аргументация утвержденийСуществует в ситуации

Слайд 6Акценты целей
Формирование нового стиля мышления

Развитие личностных качеств (критического мышления, коммуникативности, толерантности,

самостоятельности, ответственности и т. д.)

Стимулирование самостоятельной творческой деятельности

Формирование культуры чтения, умение ориентироваться в источниках информаций, понимать прочитанное, сортировать информацию

Развивать умение выделять причинно – следственные связи, рассматривать новые идеи, понимать и выделять ошибки

Акценты целейФормирование нового стиля мышленияРазвитие личностных качеств (критического мышления, коммуникативности, толерантности, самостоятельности, ответственности и т. д.)Стимулирование самостоятельной

Слайд 7Особенности ТРКМ
Не объём информации, знаний, а то как ученик может управлять

этой информацией

Не присвоение готового знания, а конструирование своего собственного

Коммуникативно – деятельный принцип обучения, партнерские отношения между педагогом и учеником

Особенности ТРКМНе объём информации, знаний, а то как ученик может управлять этой информациейНе присвоение готового знания, а

Слайд 8Три стадии урока
1 фаза – вызов. Пробуждение у учащихся знаний, побуждение

к получению новых знаний

2 фаза – осмысление содержания. Получение новой информации

3 фаза – рефлексия. Осмысление, рождение нового знания

Три стадии урока1 фаза – вызов. Пробуждение у учащихся знаний, побуждение к получению новых знаний2 фаза –

Слайд 9Приём «Что я знаю?»
Озвучивание темы

За 3 минуты записать на листе ответ

на вопрос: «Что я знаю?»

Обсуждение с партнёром или группой

Все идеи записываются учителем на доске

Обсуждаются все разногласия
Приём «Что я знаю?»Озвучивание темыЗа 3 минуты записать на листе ответ на вопрос: «Что я знаю?»Обсуждение с

Слайд 10Приём «Ассоциации»
Озвучивание темы

Ответы на вопросы: «О чём может пойти речь на

уроке?»

Какая ассоциация у вас возникает, когда слышите? (например: словосочетание)

Все ассоциации учитель записывает на доске


Приём «Ассоциации»Озвучивание темыОтветы на вопросы: «О чём может пойти речь на уроке?»Какая ассоциация у вас возникает, когда

Слайд 11Приём «Ключевые слова»
Озвучивание темы

Предложение учителем нескольких терминов, которым необходимо дать определения

Составление

предложения или мини рассказа из предполагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты
Приём «Ключевые слова»Озвучивание темыПредложение учителем нескольких терминов, которым необходимо дать определенияСоставление предложения или мини рассказа из предполагаемых

Слайд 12Приём «Верно – неверно»
На доске написаны верные и неверные утверждения по

новой теме

Учащиеся ставят знак «+» там, где считают
утверждения правильными и знак «_» , где по
их мнению оно неверно
Приём «Верно – неверно»На доске написаны верные и неверные утверждения по новой темеУчащиеся ставят знак «+» там,

Слайд 13Приём «Кластер» (гроздь)
Выписать ключевое слово

Записать предложения и слова по теме

Разделить материал на

отдельные блоки

Установить и показать графически логические связи между блоками

Можно предложить самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы

Может учитель предложить схему (кластер) на стадии вызова для первоначального знакомства с темой

Учитель может неполный или неправильный кластер, ученики должны дополнить его или исправить ошибки
Приём «Кластер» (гроздь)Выписать ключевое словоЗаписать предложения и слова по темеРазделить материал на отдельные блокиУстановить и показать графически

Слайд 14Приём «Зигзаг»
Класс делится на группы по 4 человек. У каждого ученика

номер от 1 до 4. Текст тоже делятся на 4 части

Каждый должен прочитать и понять свою часть, а потом остальные части ему помогут понять другие

В классе 4 группы и каждая работает над своей частью текста.

Каждому надо освоить текст, выработать своё мнение, выразить его ясно, понятно

Затем ученики возвращаются в свои группы – четвёртки и рассказать его там

Роль учителя – координирующая, консультирующая
Приём «Зигзаг»Класс делится на группы по 4 человек. У каждого ученика номер от 1 до 4. Текст

Слайд 15Приём «Пометки на полях»
Учащиеся самостоятельно работают с текстом и делают пометки

на полях;

«+» если считают, что это всем известно;

«-» если считают, что это противоречит их знаниям, которые у них есть;

«^» то, что прочитали, является новым;

«?» то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Приём  «Пометки на полях»Учащиеся самостоятельно работают с текстом и делают пометки на полях;«+» если считают, что

Слайд 16Приём «Маркировочная таблица»

Приём  «Маркировочная таблица»

Слайд 17Приём «Мозговой штурм»
Дети выдвигают разные идеи на определённую тему. Учитель никакие

идеи не отметает. Все идеи рассматриваются и обсуждаются.
Приём  «Мозговой штурм»Дети выдвигают разные идеи на определённую тему. Учитель никакие идеи не отметает. Все идеи

Слайд 18Таблицы ПМИ и ПМВ

Таблицы ПМИ и ПМВ

Слайд 19Приём «Концептуальная таблица»
Полезна для сравнения, обобщения. Заполняется с помощью текста учебника

Приём  «Концептуальная таблица»Полезна для сравнения, обобщения. Заполняется с помощью текста учебника

Слайд 20Приём «Что? Где? Когда?»
Что произошло?

Где произошло?

Когда произошло?

Приём «Что? Где? Когда?»Что произошло?Где произошло?Когда произошло?

Слайд 21Приём «Таблица тонких и толстых вопросов»

Приём  «Таблица тонких и толстых вопросов»

Слайд 22Приём «Взаимовопрос»
Придумайте вопрос и задайте его друг другу

Приём «Взаимовопрос»Придумайте вопрос и задайте его друг другу

Слайд 23Приём «Взаимообучение» (В группах из 4-8 человек ученики по очереди играют роль

учителя)

Учитель предлагает детям прочитать самостоятельно параграф.

Один ученик ещё раз расскажет.

Задаст вопросы.

Разъяснит, что непонятно.

Задаст задание для следующего абзаца.

Приём «Взаимообучение»  (В группах из 4-8 человек ученики по очереди играют роль учителя)Учитель предлагает детям прочитать

Слайд 24Приём «Таблица аргументов»
Учитель даёт аргументы, а ученики должны их опровергнуть или

подтвердить фактами из текста
Приём  «Таблица аргументов»Учитель даёт аргументы, а ученики должны их опровергнуть или подтвердить фактами из текста

Слайд 25Приём «Самоанализ»
Позволяет учащимся всё повторить и оценить свои успехи

(в начале и в конце урока).

Приём «Самоанализ»Позволяет учащимся всё повторить и оценить свои успехи   (в начале и в конце урока).

Слайд 26Приём «Идеальное домашнее задание»
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению,

выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое. Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
Приём  «Идеальное домашнее задание»Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ

Слайд 27Приём «Пишем книгу»
Задание: написать научно-популярную книгу для детей младшего школьного возраста

своими словами.

Форма работы: групповая. Каждая группа пишет отдельную главу с рисунками и схемами. Презентация книги с приглашениями детей.
Приём  «Пишем книгу»Задание: написать научно-популярную книгу для детей младшего школьного возраста своими словами.Форма работы: групповая. Каждая

Слайд 28Приём «Прогнозирование»
Подумать, пофантазировать, поспорить, предложить по данному вопросу своё видение.

Приём  «Прогнозирование»Подумать, пофантазировать, поспорить, предложить по данному вопросу своё видение.

Слайд 29Приём «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала

в кратких выражениях.
Правила написания:
1 строка - название темы в одном слове (существительное)
2 строка – описание темы в 2-х словах (прилагательные)
3 строка – описание действия в 3-х словах (глаголы)
4 строка – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме.
5 строка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например: звуки
гласные и согласные
звучат, поют, слагают
как прекрасен мир звуков
фонетика
Приём  «Синквейн»Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.Правила написания:1 строка

Слайд 30Приём «Диаманта»
1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 ассоциации

3 глагола

2 прилагательных

1 существительное

Приём  «Диаманта»1 существительное2 прилагательных3 глагола4 ассоциации3 глагола2 прилагательных1 существительное

Слайд 31Приём «Эссе»
Рационально использовать в конце урока. Данный вид работы позволяет учащимся

подвести итог занятия, подытожить свои знания.

Например: Что я узнал? Что хотел бы узнать?
Приём «Эссе»Рационально использовать в конце урока. Данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.Например:

Слайд 32Приём «Бортовой журнал»

Приём  «Бортовой журнал»

Слайд 33Приём «Перепутанные логические цепочки»
На доске или на карточках написаны термины или

последовательность явлений и процессов и некоторые из них с ошибками.

Группы должны исправить или восстановить порядок записи.
Приём  «Перепутанные логические цепочки»На доске или на карточках написаны термины или последовательность явлений и процессов и

Слайд 34Приём «Шесть шляп» (автор Эдвард Боно) класс необходимо разделить на 6 групп
Белая шляпа:

мыслим фактами, группами без эмоциональной окраски
Жёлтая шляпа: позитивное мышление, выделение только положительного.
Чёрная шляпа: негативные стороны явлений, трудности проблемы. Анализ недостатков с указанием причин, проблем.
Красная шляпа: эмоциональная шляпа, здесь нужно выразить свои эмоции, чувства, личное отношение
Зелёная шляпа: творческое мышление(как применить факт в другой ситуации)
Синяя шляпа: философская, обобщающая. Все делают выводы, слушают всех и записывают их взгляды, подводят итоги.
Приём «Шесть шляп»  (автор Эдвард Боно) класс необходимо разделить на 6 группБелая шляпа: мыслим фактами, группами

Слайд 35Схемы уроков
1 стадия «Мозговой штурм»
2 стадия «+» «-»
3 стадия «Кластер»


1

стадия «+» «-»
2 стадия «Зигзаг»
3 стадия «Тонкие вопросы»


1 стадия «Толстые вопросы»
2 стадия «Дискуссия»
3 стадия «Эссе»
Схемы уроков 1 стадия «Мозговой штурм»2 стадия «+» «-»3 стадия «Кластер»1 стадия «+» «-»2 стадия «Зигзаг»3 стадия

Слайд 36Что даёт ТКМ?
Формирует личностное мировоззрение

Учит детей самостоятельно работать с разными источниками

информации

Задавать вопросы

Выслушивать чужое мнение

Иметь свое мнение и защищать его

Критически относится к мнению оппонентов

Осуществлять рефлексию своей деятельности

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знаний, на любом предметном материале





Что даёт ТКМ?Формирует личностное мировоззрениеУчит детей самостоятельно работать с разными источниками информацииЗадавать вопросыВыслушивать чужое мнениеИметь свое мнение

Слайд 37Ресурсы интернета, накопленный материал
Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Материалы уроков Фестиваля педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
Газета «Первое сентября»
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Е.Е. Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
С.В. Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».
Е.В. Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи».
А. Ковальчукова «Нарисуйте счастье».
И. Васюта, А. Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».
Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября».
«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,
«Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой».
Н. Купарадзе. Об одном методе развивающем критическое мышление.
Е. Макарова. «Хочу посоветовать прочитать…».
О.В. Гамзина. «Развитие критического мышления на уроках химии».
Ресурсы интернета, накопленный материалСайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»   http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ruМатериалы уроков Фестиваля педагогических идей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть