Слайд 1Технология экологического воспитания
Журбина Е.В.
Старший воспитатель
Слайд 2Технология это:
система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных
и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год;
методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения.
Слайд 3Направленность технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми :
ориентировка на широкое
использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении;
организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);
широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;
Слайд 4 совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных
книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;
регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;
оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Слайд 5Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Виды деятельности в экологическом воспитании младших
дошкольников:
неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
Слайд 6Компоненты технологии экологического воспитания младших дошкольников :
разнообразные циклы наблюдений в
повседневной жизни:
за аквариумной рыбой,
елью на участке в зимнее время,
осенними цветущими растениями,
весенними первоцветами.
Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы
Слайд 7
Предлагаемые наблюдения:
ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями,
которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
проведение экологических занятий один раз в две недели;
проведение экологических досугов.
Слайд 8Экологическое воспитание детей средней группы
Отличия дошкольников пятого года жизни :
увереннее
во всех проявлениях,
владеют первоначальными навыками самостоятельности,
имеют более устойчивое внимание,
более развитые восприятие и мышление,
лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
Слайд 9Компоненты технологии экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста :
разнообразные циклы наблюдений
в повседневной жизни:
за аквариумной рыбой,
елью на участке в зимнее время,
осенними цветущими растениями,
весенними первоцветами.
Каждый из циклов включает 4-6 наблюдений и позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте
Слайд 10Развивает наблюдательность детей:
ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы
и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре.
Слайд 11 Формируют устойчивый интерес к наблюдению природы, пониманию ценности здоровья :
чтение на
протяжении всего учебного года коротких рассказов о животных, рассматривание книг с иллюстрациями. (рассказы Е.Чарушина, «Красная Шапочка», «Доктор Айболит»)
еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые
проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Слайд 12Экологическое воспитание детей старшей группы
Отличия дошкольников шестого года жизни :
владеют
главными движениями,
отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее,
в игре отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
восприятие более устойчиво, целенаправленно и дифференцированно
появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление
лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений;
начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.
Слайд 13В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за растениями :
растущими на окне,
в огороде (овощными)
на участке (цветочными).
Новая форма работы:
природоохранные акции
Проведение занятий углубленно-познавательного типа:
с помощью моделей и другой наглядности проводится формирование обобщенных представлений, представления об экологических зависимостях природы
Слайд 14Игра в экологическом воспитании
детей старшей группы:
занятия в форме путешествий,
использование игрушек-аналогов при рассматривании картин,
включение в разные мероприятия любимых игровых персонажей.
Слайд 15Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы
Дошкольники готовы классифицировать объекты по
значимым признакам, искать причину явлений, представить последствия своих действий, особенно если на них обращает внимание взрослый. У детей есть опыт и достаточно широкий круг представлений о мире, поэтому они хорошо понимают речь взрослого, их занимает чтение познавательной литературы.
Слайд 16Технология эколого-педагогической работы с дошкольниками:
В циклах наблюдений прослеживают самые различные
нюансы взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней.
В циклы включаются наблюдения сравнительного характера, проблемные и опытнические ситуации.
Слайд 17Занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа:
классификация объектов природы, объединение их в группы
по разным основаниям;
демонстрация различных экологических зависимостей;
обучение самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях.
Приобретение первых навыков учебной деятельности:
слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу, активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.
Слайд 18Комплексные занятия:
Организация выставок произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей,
их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
Осмотр минивыставок, если они организованы по всем правилам, - подготовка к посещению музеев, начало приобщения к ценностям культуры, общее развитие личности ребенка.