Слайд 1Театральная деятельность дошкольника - условие развития его творческого потенциала
К педагогическому
совету
«Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала дошкольников»
Подготовила: Даниелян Стелла Кимовна, музыкальный руководитель МДОУ №57 «Ладушки»
2017
Слайд 2
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования,
ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
(Л.С.Выготский).
Слайд 3
Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство
по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».
Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики
и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина,
Л.И.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Слайд 4 Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой
направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,
у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
В детском саду игра и театр существуют не рядом, а одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей
(в соответствии с делением на предметную и непредметную театрализованную деятельность) предстаёт в двух видах: кукольном и драматическом
Театрализованная деятельность в детском саду
Слайд 5На что направлена театрализованная деятельность?
На развитие у ее участников ощущений, чувств,
эмоций;
На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
На развитие фантазии;
На формирование волевых качеств;
На развитие многих навыков и умений
(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
Слайд 6Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка
Театрализованная игра:
Стимулирует активную речь за
счет расширения словарного запаса;
Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.);
Совершенствует артикуляционный аппарат;
Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Слайд 7Педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой
среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.)
Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, включения ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности дошкольников
Младший дошкольный возраст
Слайд 8В средней группе
Педагог создает условия для коллективных режиссерских игр.
В предметно-игровой
среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями.
Педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Слайд 9
Старший дошкольный возраст
Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального
игрового материала (карта-макет игрового пространства) игровой материал помогает ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества
Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры.
Он лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Слайд 10 Виды театра
Пальчиковый театр
*Способствует развитию речи, внимания, памяти;
*формирует
пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Слайд 11
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук,
игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Слайд 12Театр картинок и фланелеграф
Развивают творческие способности;
Содействуют эстетическому воспитанию;
Развивают ловкость, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Слайд 13Театр-топотушки
Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
Знакомит с народным
творчеством;
Обучает навыкам общения, игры, счета.
Слайд 14Театр на перчатке
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи,
неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Слайд 15Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят
о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
Слайд 16Игра-драматизация
Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих
психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра -драматизация
Слайд 17ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ №57 «ЛАДУШКИ»
СПЕКТАКЛЬ «ЗОЛУШКА»
Слайд 22«ЦЫПЛЯТА И КОТЯТА»
«КОЗЛЕНОК РУ-ДУ-ДУ»
Слайд 26ТЕАТР МАРИОНЕТОК
КУКЛОВОД УПРАВЛЯЕТ ИМИ НА ВИДУ У ЗРИТЕЛЕЙ.
МАРИОНЕТКА НАХОДИТСЯ РЯДОМ С
КУКЛОВОДОМ, НА ПОЛУ, И ПРИВОДИТСЯ В ДВИЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВАГИ.
ВАГА – ЭТО КРЕСТОВИНА, К КОТОРОЙ НА НИТЯХ КРЕПЯТСЯ КУКЛЫ
Слайд 27Пример оформления театрализованного уголка
Слайд 28Театрализованная деятельность-это…
…не просто игра!
Это прекрасное средство для
интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Театральная деятельность позволяет
решать многие воспитательные задачи,
касающиеся развития творческих
способностей, развития речи,
художественно – эстетического и
интеллектуального воспитания.
Слайд 29
Список использованной литературы
- Журнал «Дошкольное воспитание». №2 - 1990
г. №7, №8 - 1992 г. №8 - 1996 г.
- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет». Москва. «ВАКО».2007.
- Акулова О. «Театрализованные игры в ДОУ» //Дошкольное воспитание, 2008. №1.С.4-6.
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Петрова Т. И. « Театрализованные игры в детском саду». – М.: Школьная пресса, 2000.
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: АРКТИ, 2004.
Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.» – М.: Владос, 2001.
Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду» – Великий Новгород, 2006.