Презентация, доклад Способы предупреждения агрессивного поведения у дошкольников

Содержание

Актуальность исследования: Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее острых проблем. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о

Слайд 1СТУДЕНТ(КА) О.В.Туманова
РУКОВОДИТЕЛЬ И.В.Ковкина
РЕЦЕНЗЕНТ И.А.Пермогаева

Нижний Новгород, 2018

Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность 44.02.01Дошкольное образование
студентки группы 444-з 7

на тему: СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СТУДЕНТ(КА)   О.В.ТумановаРУКОВОДИТЕЛЬ И.В.Ковкина РЕЦЕНЗЕНТ И.А.Пермогаева Нижний Новгород, 2018

Слайд 2Актуальность исследования: Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее острых проблем.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о психологической природе этого явления обнаружить не удалось. Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий необходимо как для своевременной диагностики, так и для разработки коррекционных программ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность исследования: Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее острых проблем. В последние годы научный интерес к

Слайд 3Объект исследования - агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности

способов предупреждения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования - агрессивное поведение детей дошкольного возраста.Предмет исследования - особенности способов предупреждения агрессивного поведения у детей

Слайд 4НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что

система психолого-педагогических действий, направленных на предупреждение деструктивных форм поведения детей, является эффективным средством снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯВ качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что система психолого-педагогических действий, направленных на предупреждение

Слайд 5Цель исследования – изучение способов предупреждения агрессивного поведения у детей дошкольного

возраста.

НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – изучение способов предупреждения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 6Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической профилактики агрессивного

поведения детей дошкольного возраста;
- дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста;
- подобрать психодиагностические методики для диагностики уровня агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
- провести практическое экспериментальное исследование уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
- разработать систему действий, направленных на психологическую профилактику агрессивного поведения детей дошкольного возраста и провести анализ ее эффективности.

НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования:- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста;- дать психолого-педагогическую

Слайд 7Методы исследования:
теоретические методы – анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; изучение

социально-педагогического опыта по проблеме исследования; сравнение, моделирование;
эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, беседа, тестирование, метод графического отображения результатов , методы математической обработки результатов исследования.

НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования:теоретические методы – анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; изучение социально-педагогического опыта по проблеме исследования; сравнение,

Слайд 8В экспериментальном исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы (6-7 лет): 15

девочек и 11 мальчиков, всего 26 детей.

Экспериментальное исследование проводилось на базе
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №109» (МБДОУ «Детский сад № 109»).

В экспериментальном исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы (6-7 лет): 15 девочек и 11 мальчиков, всего 26

Слайд 9 Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в

физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.
В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя; достижение своих целей и подавление и унижение другого.
Агрессия бывает направленной: на самого себя; окружающих: непосредственно на раздражитель или на более доступные объекты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации,

Слайд 10Классификация видов агрессии:
а) разделение по направленности на объект;
б) разделение по причине

появления;
в) разделение по целенаправленности;
г) разделение по открытости проявлений.
Причины детской агрессии:
воспитание в негативной среде;
желание ребенка привлечь к себе внимание;
возникновение чувства ревности;
возникновение чувства зависти;
проявление агрессии как способа защиты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Классификация видов агрессии:а) разделение по направленности на объект;б) разделение по причине появления;в) разделение по целенаправленности;г) разделение по

Слайд 11Способы реагирования в случае агрессивных проявлений:
спокойное отношение в случае незначительной агрессии;
снижение

напряжения ситуации;
сохранение положительной репутации ребенка; 
обсуждение проступка;
акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности;
контроль взрослых над собственными негативными эмоциями.

СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Способы реагирования в случае агрессивных проявлений:спокойное отношение в случае незначительной агрессии;снижение напряжения ситуации;сохранение положительной репутации ребенка; обсуждение проступка;акцентирование

Слайд 12Методы в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста:
игровая терапия;
использование произведений детских

писателей и поэтов, фольклор;
психогимнастика;
релаксация;
проективное рисование;
куклотерапия;
музыкотерапия.

СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методы в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста:игровая терапия;использование произведений детских писателей и поэтов, фольклор;психогимнастика;релаксация;проективное рисование;куклотерапия;музыкотерапия.СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 13Исследование было проведено в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и

контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент
провести практическое экспериментальное исследование уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент
разработать систему действий, направленных на психологическую профилактику агрессивного поведения детей дошкольного возраста и провести анализ ее эффективности.
Контрольный эксперимент
- проверить эффективность системы работы по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Этапы исследования

Исследование было проведено в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент. Констатирующий экспериментпровести практическое экспериментальное

Слайд 14Методики исследования:
- Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.)
- Анкета

для родителей разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка»
- Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»
- Структурализированное наблюдение, на основе критериев определения агрессивности, разработанные американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер
- Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука
- Авторский тест Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций»

Методики исследования

Методики исследования:- Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.) - Анкета для родителей разработанная Лаврентьевой Г.П. и

Слайд 15Тест «Несуществующее животное»
Констатирующий эксперимент по выявлению и изучению

агрессивности детей дошкольного возраста

По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 26 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии:
а) вербальная агрессия выявлена у 14 детей, что составляет 53,8%;
б)защитно-ответная у 5 детей, что составляет 19,6%;
в) агрессивная защита от людей, обладающих властью, авторитетом, выявлено у 3 детей, 11,6% испытуемых;
г) пониженный эмоциональный фон – 15% (4 чел.) испытуемых.

Тест «Несуществующее животное»Констатирующий эксперимент по выявлению и изучению     агрессивности детей дошкольного возрастаПо результатам

Слайд 16Анкетирование родителей «Критерии агрессивности у ребенка»
Констатирующий эксперимент по выявлению и

изучению агрессивности детей дошкольного возраста

По итогам анкетирования мы получили следующие результаты, что из 26 детей у 10 выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности - у 5 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым. Слабый уровень агрессивности по результатам констатирующего эксперимента был выявлен у 3 детей экспериментальной группы.

Анкетирование родителей «Критерии агрессивности у ребенка» Констатирующий эксперимент по выявлению и изучению     агрессивности

Слайд 17Методика «Кактус»
Оценка направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Констатирующий эксперимент по выявлению и

изучению агрессивности детей дошкольного возраста

Результаты проведения данной методики на констатирующем этапе показали, что у 15 (58%) испытуемых, в рисунках которых преобладали иголки, символизирующие степень агрессивности наблюдался высокий уровень агрессии. Кроме того, наблюдалось проявление эгоцентризма, демонстративности, тревоги. У 8 испытуемых (31 %) детей был выявлен средний уровень агрессии, у 3 детей (11%) установлен низкий уровень агрессивности.

Методика «Кактус»Оценка направленности и интенсивности выраженности агрессивностиКонстатирующий эксперимент по выявлению и изучению     агрессивности

Слайд 18Результаты структур наблюдения, на основе критериев определения агрессивности, разработанных американскими психологами

М.Алворд и П.Бейкер

Констатирующий эксперимент по выявлению и изучению агрессивности детей дошкольного возраста

Уровень проявления агрессии находиться на достаточно высоком уровне. Из таблицы видно, что наиболее ярко проявились такие признаки, как «Часто теряет контроль над собой»-27% из числа всех респондентов, «Часто спорит, ругается со взрослыми»-23%, «Часто отказывается выполнять правила»-19%, «Часто винит других в своих ошибках»-46%, «Часто сердится и отказывается сделать что-либо»-35%, «Часто завистлив, мстителен»-27%, «Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его»-65%.

Результаты структур наблюдения, на основе критериев определения агрессивности, разработанных американскими психологами М.Алворд и П.БейкерКонстатирующий эксперимент по выявлению

Слайд 19Проективный тест «Дом – Дерево – Человек»
Констатирующий эксперимент по выявлению

и изучению агрессивности детей дошкольного возраста

По результатам обработанных данных можно выделить следующие особенности эмоциональной сферы у респондентов.Такие негативные показатели эмоциональной сферы как незащищенность были выявлены у 7 респондентов - 27%; тревожность у 11 респондентов - 42%; недоверие к себе у 2 респондентов – 8%; чувство неполноценности у 1 респондента – 4%; враждебность у 7 респондентов - 27%; конфликтность - фрустация у 6 респондентов - 23%; трудности в общении у 7 респондентов - 27%; депрессивность у 1 респондента – 4%.

Проективный тест «Дом – Дерево – Человек» Констатирующий эксперимент по выявлению и изучению

Слайд 20Тест «Распознавание эмоций»
Констатирующий эксперимент по выявлению и изучению

агрессивности детей дошкольного возраста

У большинства респондентов наблюдается низкий и средний уровень распознавания эмоций. Однако среди респондентов были выявлены дети, у которых уровень распознавания эмоций высокий. Таким образом, мы выявили, что из 26 детей в особом внимании нуждаются 10 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Тест «Распознавание эмоций»Констатирующий эксперимент по выявлению и изучению     агрессивности детей дошкольного возрастаУ большинства

Слайд 21Основные направления работы
Рекомендации педагогам по организации работы с родителями агрессивных детей.


Работа с родителями:
1.Информационный материал для родителей «Формирование агрессивных тенденций в поведении детей»;
2.Консультация для родителей «Агрессивный ребенок»;
3.Индивидуальная консультации для родителей «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» (на примере одного из респондентов);
4.Родительское собрание на тему: "Детская агрессивность».

Система работы с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивности (формирующий эксперимент)

Основные направления работыРекомендации педагогам по организации работы с родителями агрессивных детей. Работа с родителями: 1.Информационный материал для

Слайд 22Основные направления работы

Работа с воспитанниками. Профилактическое направление работы реализуется в организации

занятий со всеми детьми группы детского сада, организованных в подгруппы. Работа с детьми проводилась систематично совместно с педагогом-психологом.


Система работы с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивности (формирующий эксперимент)

Основные направления работыРабота с воспитанниками. Профилактическое направление работы реализуется в организации занятий со всеми детьми группы детского

Слайд 23Тест «Несуществующее животное»
Оценка эффективности методики специальной работы по профилактике агрессивного поведения

детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

Сравнивая результаты данной методики в констатирующем и контрольном экспериментах, можно сделать следующие выводы, что по-прежнему наиболее преобладает вербальная форма агрессии, а количество испытуемых с выраженной агрессивной защитой от людей и количество испытуемых с пониженным эмоциональным фоном снизилось до 1 ребенка

Тест «Несуществующее животное»Оценка эффективности методики специальной работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)Сравнивая результаты

Слайд 24Методика «Кактус»
Оценка направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Оценка эффективности методики специальной работы

по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

Результаты проведения данной методики на контрольном этапе показали, что степень агрессивности детей незначительно, но снизилась, показатели снизились до 10 человек, что составляет 38,50%. Проявления эгоцентризма, демонстративности, тревоги также стали менее выражены. У 5 испытуемых (19%) детей был выявлен средний уровень агрессии, у 11 детей (42,50%) установлен низкий уровень агрессивности. Что, несомненно, говорит об эффективности системы работы по снижению уровня агрессивности.

Методика «Кактус»Оценка направленности и интенсивности выраженности агрессивностиОценка эффективности методики специальной работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного

Слайд 25Результаты структур наблюдения, на основе критериев определения агрессивности, разработанных американскими психологами

М.Алворд и П.Бейкер

Оценка эффективности методики специальной работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

Результаты наблюдения также показали положительную динамику.

Результаты структур наблюдения, на основе критериев определения агрессивности, разработанных американскими психологами М.Алворд и П.БейкерОценка эффективности методики специальной

Слайд 26Проективный тест «Дом – Дерево – Человек»
Оценка эффективности методики специальной

работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

По результатам обработанных данных можно видеть снижение уровня проявлений показателей. Такие негативные показатели эмоциональной сферы как незащищенность снизилось на 15%; тревожность на 15%; недоверие к себе на 4%; враждебность на 12%; конфликтность на 8%; трудности в общении на 15%; депрессивность и чувство неполноценности практически не проявились.

Проективный тест «Дом – Дерево – Человек» Оценка эффективности методики специальной работы по профилактике агрессивного поведения детей

Слайд 27Тест «Распознавание эмоций»
Оценка эффективности методики специальной работы по профилактике агрессивного поведения

детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

Из диаграммы видно, что количество респондентов, у которых наблюдался высокий и повышенный уровень проявлений агрессивности снизился.

Тест «Распознавание эмоций»Оценка эффективности методики специальной работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)Из диаграммы

Слайд 28Проведения коррекционных упражнений с детьми позволили сделать следующие выводы: дети с

агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. То есть можно говорить о том, что формирующий этап исследования помог значительно улучшить показатели уровня агрессивного поведения детей.
Следовательно, основная цель и все задачи, поставленные в начале нашего исследования, достигнуты. Гипотеза того, что система педагогических действий, направленных на предупреждение деструктивных форм поведения детей, является эффективным средством снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.

Проведения коррекционных упражнений с детьми позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть