Слайд 1Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников
Доклад
подготовила учитель начальных классов школы 198
Акулова В.В.
Слайд 2Цель образования
направленность на личностно-ориентированное обучение, развитие способностей ребенка и
его последующую самореализацию.
требуется пересмотреть традиционные подходы, ориентированные на транслирующую роль учителя и репродуктивную деятельность учеников.
Слайд 3Новые подходы в образовании
Деятельностный - ориентирует на формирование личности и ее
способностей через активную деятельность самого школьника.
Компетентностный – направлен на формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных, общеучебных знаний, умений, различных видов деятельности и развитие способностей ученика.
Слайд 4Новые подходы в образовании:
Исследовательский (проблемно-эвристический) - предусматривает преобладание метода, связанного с
самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов.
Роль учителя во всех случаях сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся.
Слайд 5Мотивация - задача учителя
Одной из основных задач учителя на уроке
является развитие с помощью этих методов у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.
То есть учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом и как это умение пригодиться им в будущем.
Слайд 6Мотивация
Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало,
направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов.
Слайд 7Необходима мотивация!
Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование
в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам.
Показать практическую значимость изучаемого материала, необходимость формируемых компетенций в дальнейшей жизни – вот что учитель должен стараться делать на каждом уроке.
Слайд 8Мотивация должна быть осознанной!
Ученик должен увидеть, что универсальные компетенции, формируемые в
процессе обучения, позволят ему применять имеющиеся знания в изменяющихся жизненных условиях.
В конечном итоге ученик должен понять, что то, чему он учиться в школе поможет ему социализироваться, а вот насколько это вступление будет успешным, зависит от него самого.
Слайд 9Но каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него
максимум полезной информации?
В основе успешного обучения лежит познавательная мотивация.
Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение?
Слайд 10Условия создания познавательной мотивации
Игра несет в себе
положительный момент в формировании мотивации
Активные методы обучения
Наглядность
Видеофильмы
Викторины, кроссводы…
Нестандартные уроки
Анализ жизненных ситуаций
Игровые моменты на уроке
Инновационные технологии
Слайд 11Развитие познавательной мотивации
ДА - технологии критического мышления
Успешность обучения, его практическая направленность
и последующая социализация осуществляется через применение технологии развития критического мышления. Уметь критически мыслить – это уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать ее в контексте решаемых задач, анализировать и оценивать ее, формулировать обоснованные выводы и принимать решения.
Развитию критического мышления на уроке помогает работа с текстом, документами, таблицами, картами, статистическими данными…
Слайд 12 ДА- информационным технологиям
Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий.
Использование компьютерных презентаций при объяснении нового материала, подготовка учащимися домашних заданий с использованием ресурсов сети Интернет – вот только некоторые варианты применения ИКТ. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроках наглядный материал и формирует крайне необходимые в информационном обществе компетенции.
Слайд 13Да – групповой деятельности
Интенсивной социализации учащихся способствует грамотная организация групповой деятельности
учащихся по решению определенных задач: изучение и анализ информации, составление структурно-логических схем, таблиц, выполнение творческих заданий, осуществление коммуникации.
Такая деятельность не только ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, но и развивает его способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом, дает навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
Слайд 14ДА – положительным эмоциям
Чтобы педагогические методы и приемы «работали» на формирование
познавательной мотивации ребенка, его интереса к учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность.
Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся.
Слайд 15Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения
к школе и к учению в целом.
Под термином «эмоциональное благополучие» в данном случае следует понимать "удовлетворенность ребенка своей деятельностью, взаимоотношениями с учителями, одноклассниками, защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие".
Слайд 16НЕТ – психологической тревожности.
Ребенку может быть некомфортно, неуютно,
плохо в школе из-за:
Плохих взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выливающимися в постоянную критику отдельного ученика и приводящую к отчужденности его от классного коллектива.
Плохой успеваемости из-за сложности предмета и как следствие, негативной оценке со стороны учителей и более успешных одноклассников.
Отсутствия поощрения со стороны учителя маленьких (и не очень) личных достижений отдельного ученика, что очень важно для его личностного роста и состояния удовлетворенности проделанной работой.
Неудовлетворительной общей дисциплины в классе.
Грязи, мусора, беспорядка в классе и других школьных помещениях.
Негативной оценке школы и учителей со стороны родителей.
Слайд 17Личность учителя
Учитель не имеет права быть незнающим, неинтересующимся, неподготовленным, безответственным за
результаты своего труда, недоброжелательным, невнимательным по отношению к детям. Он должен быть во всем выше и лучше детей, чтобы у них перед глазами всегда был образец, к которому они должны стремиться.