Слайд 1 Современный урок в аспекте применения новых педагогических технологий
Как сделать, чтобы
на занятии не было скучно.
Слайд 2В энциклопедическом словаре дается следующее определение:
Технология – это «совокупность методов обработки,
изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»
Слайд 5Педагогическая технология
(от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово,
учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Слайд 6Актуальность выбора педагогических технологий в современной России
Последнее десятилетие XX в. внесло
в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес "акселерации")
Слайд 7Причины децелерации многочисленны:
массовая алкоголизация и наркотизация населения;
злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;
некачественное
питание;
последствия Чернобыльской катастрофы;
телефония;
"афганский" и "чеченский" синдромы;
социальная фрустрация.
Слайд 8Ян Амос Коменский
Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А.Коменский 400
лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом. сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной».
Для неё важно:
отыскать цели;
отыскать средства достижения этих целей;
отыскать правила пользования этими средствами.
Слайд 10Диагностическое и операционное представление планируемых результатов обучения.
Средства диагностики текущего состояния и
прогнозирования тенденций ближайшего развития обучаемых.
Модели обучения
Критерии выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Технология обучения
педагогическая техника
Метод обучения
Педагогические приемы
Средства обучения
Организационная форма
Технология обучения
Технология воспитательной деятельности
Слайд 11Основные педагогические технологии
Традиционное обучение
Феноменологический подход
Интерактивные подходы
Эвристическое обучение
Программированное обучение
Контекстное обучение
Активное и интерактивное
обучение
Дидактическая эвристика
Авторские педагогические технологии
Эмоционально-смысловой подход
Компьютерные технологии обучения
Разноуровневое обучение
Метод проектов
Учение через обучение
Технология парного обучения
Кейс-технология и многие другие
Слайд 12Слагаемые педагогической технологииСлагаемые педагогической технологии:
Описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование;
Определение
приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом обучения;
Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач);
Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств);
Проектирование желаемого результат;
Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала;
Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели);
Система коррекционных мер;
Подготовка преподавателей;
Мотивация учащихся, родителей.
Слайд 13«Урок как форму организации обучения придумал
Я.-А. Коменский еще четыреста лет
назад.
Так что урок – это архаика, он объективно
устарел за это время и исчерпал себя.
Словосочетание «современный урок» - это нелепость,
что-то вроде «современной архаики», то есть абсурд».
(из выступления реформатора, инноватора)
«Колесо еще древнее. Но попробуйте без него обойтись».
Е. Ямбург, директор Центра образования
Слайд 14Что Вы предлагаете вместо урока?
Слайд 15Современный урок?
Урок-спектакль
???
Урок
самостоятельной
работы
Слайд 17Требования к выпускнику школы
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая
необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности);
быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Слайд 18Смена парадигм образования
«Знаниевая»
парадигма образования
«Деятельностная»
парадигма образования
Слайд 19Дидактические модели
«Канализационная»
«Коммуникационная»
Слайд 20
Методики, технологии, подходы
Задачный (а не заданиевый) подход
Проблемное обучение
Исследовательское обучение
Проектное
обучение
Модульное обучение
Технология критического мышления
проблема
решение
Способ решения
Слайд 21Современный урок
Смена видов
деятельности
Создание
комфортной среды
Приемы и технологии
Техническое оснащение
Целеполагание
(проблема)
Отбор содержания
Слайд 22 Современный урок –
это урок совместной деятельности учителя и учащегося
Слайд 23Таким образом, технология обучения:
· повышает производительность труда учителя;
· способствует тому, что
контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;
· освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;
· так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;
· создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях;
· технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.