Слайд 1Современный урок с точки зрения обеспечения развития познавательных интересов младших школьников
Учитель
начальных классов Иванова Елена Владимировна
МОУ «Школа №71 имени П. Ф. Батулы города Донецка»
«Скажите мне – я забуду,
Покажите мне – я запомню,
Вовлеките меня – я пойму».
Китайская пословица
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»
Н.А. Умов
Слайд 3Особенности современного урока
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха:
никто никого не пугает и никто никого не боится.
● Создается доброжелательная атмосфера.
● Формируется высокий уровень мотивации.
● Придаётся большое значение способам учебной
работы.
● Уделяется особое внимание развитию у
учащихся умений самостоятельной познавательной
деятельности, творческого отношения к учебному
процессу.
Слайд 4 Организационные основания урока
● Работают все
и работает каждый.
● Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
● Все благодарны каждому за его участие, и каждый
благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
● Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
● Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
Слайд 5Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и
принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.
Учитель – консультант, наставник, партнер.
Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Слайд 6 Процесс обучения должен вызывать у ребенка
интенсивное и внутреннее побуждение
к знаниям, напряженному умственному труду.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Слайд 7Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах
урока, я использую активные формы и методы работы.
Наиболее продуктивными считаю:
● Игровые формы;
● Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
● Организация самостоятельной деятельности учащихся;
● Создание конкретных ситуаций, их анализ;
● Постановка вопросов, активизирующих диалог.
● Проблемное обучение.
Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.
Л. Н. Толстой.
Слайд 8Игра
«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».
С. Френе
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.
Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
Слайд 9Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и
взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способ достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.
Слайд 10Проблемные методы
Не от знания к проблеме,
а от проблемы к знанию.
Способствуют развитию
интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных
усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки
сравнить, выделить наиболее важные положения.
Проблемная ситуация - сравнение двух или более
взаимоисключающих друг друга точек зрения.
Слайд 11Метод проектов
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность,
с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.
Использую на уроках окружающего мира:
«В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей
фамилии» и на уроках математики: «Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Слайд 14Скороговорки
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
За шоссе шуршали мыши в камыше.
Добр бобёр
к бобрятам.
В огороде мышку-крошку
Ловко ловит лапой кошка.
Слайд 15Нельзя забывать, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление,
поэтому на уроках не обойтись без красочной наглядности, литературных персонажей и сказочных героев.
Слайд 16Вывод
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая
сделать их немного занимательными»
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе, которые
позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
способствуют лучшему усвоению знаний;
вызывают интерес к познанию;
формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.
Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.