Слайд 1Презентация
«Состав слова»
4 класс
Русский язык
Учитель начальных классов
ЧОУ «Школа-интернат имени Преподобного Сергия»
Муромцева
Надежда Яковлевна
͡
корень
͡
окончание
приставка
суффикс
¬
^
□
Слайд 3Приставка¬ — это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить
другое слово. (поход)
Предлог — это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово. (пошёл по дороге)
Слайд 4Учимся применять правило!
Проверь, можно ли поставить слово.
Если можно — это предлог.
Предлоги пишем отдельно.
Если нельзя — это приставка. Пишем слитно.
Пример: от?бежать от?дома
Пробуем вставить слово большой в сомнительные места.
1. от (большой) бежать — вставить слово нельзя. Значит, это приставка. Пишем слитно: отбежать.
Слайд 5Предлоги
В, во, с, из, без, к, о, об, по,у, под, от,
около, за, на, над.
В лес, из норы, к дому, на небо, от жары, по земле, с утра, у реки, над озером, без смеха, около озера, под сосну.
Слайд 6Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги …
Я должен твёрдо знать урок:
У
нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит - «по»?
Что значит - «за»?
И «за» и «по» - предлоги ...»
А хорошо бы — за порог
И мчаться по дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Слайд 7Проверь себя!
1. Выбери правильный ответ.
Как пишутся предлоги с другими
словами?
а) слитно;
б) раздельно.
Слайд 82. Вставь подходящие по смыслу предлоги.
Выйти ____ класса,
спел _____ другом,
работать ____
огороде,
написал ____ тетради,
дошли ____ леса,
подошёл ____ столу,
стоял _____ подъезда.
Слайд 9Состав слова
Окончание - □
Корень - ͡
Приставка - ¬
Суффикс- ^
͡
- дом
͡ □ - дома
͡ ^ - домик
¬ ͡ - поход
¬ ͡ □ - походы
¬ ͡ ^ □ - походка
Слайд 10Учимся применять правило!
2. От (большого) дома — вставить слово можно, значит,
это предлог. Пишем отдельно: от дома.
На широкой реке — на реке
С крутых берегов — с берегов
На большие льдины — на льдины
В хорошей книге — в книге
Слайд 11Корень слова
͡ - корень - общая часть родственных слов.
Лес-
лесок- лесной.
Дом- домик- домище.
Город- городок- пригород.
Рыба- рыбак- рыбный.
Вода- водяной- подводник.
Слайд 12Окончание
□ - окончание - изменяемая часть слова.
Окончание изменяет форму слова.
Чтобы найти
окончание, надо изменить форму слова.
Зима- зимы- зиму- зимой- зиме.
Берёза- берёзу- берёзой - о берёзе - берёзам-берёзами.
Трава- травы- травой- о траве- травами.
Слайд 13Суффикс
^ -суффикс — часть слова, которая стоит за корнем и служит
для образования новых слов.
Тигр — тигрёнок
Дом — домик
Лиса - лисёнок
Кот - котик
Слайд 14Как найти суффикс в слове?
1. Отметь в слове окончание -□.
2. Отметь
корень - ͡ .
3. Отметь суффикс - ^. (Часть между окончанием - □ и корнем- ͡ и будет
суффиксом - ^.
Слайд 15котёнок - ? ^
1) котёнка, котёнку
В слове котёнок нулевое окончание.
2) кот,
котик, котище
В слове котёнок корень -кот-.
3) Суффикс в слове
котёнок □
-ёнок-
(стоит между корнем -кот- и нулевым окончанием).
Слайд 16Найдите суффикс в словах
Стол — столик,
двор -дворик,
ключ -ключик,
луч — лучик.
Снег -снежок,
луг
— лужок,
стог — стожок,
друг — дружок,
пирог - пирожок.
Горох — горошек,
порог - порожек.
Картина — картинка,
рябина — рябинка,
малина — малинка.
Коза — козочка,
роза — розочка,
гора - горочка.
Слайд 17Проверь себя!
Стол — столик,
двор -дворик,
ключ -ключик,
луч — лучик.
Снег -снежок,
луг — лужок,
стог
— стожок,
друг — дружок,
пирог - пирожок.
Горох — горошек,
порог - порожек.
Картина — картинка,
рябина — рябинка,
малина — малинка.
Коза — козочка,
роза — розочка,
гора - горочка.
Слайд 22Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-
лосёнок
лисёнок
тигрёнок
львёнок
телёнок
гусёнок
ребёнок
мышонок
стрижонок
ежонок
бельчонок
волчонок
галчонок
скворчонок
Слайд 23Правило!
После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-: тигрёнок, телёнок.
После твёрдых
согласных и [ч'] пишется суффикс -онок-: волчонок, мышонок, ежонок.
Слайд 24Учимся применять правило: -онок-, -ёнок-
Медве[жонок]
1) Выделить корень:
-медведь- // --медвеж- [д'
// ж].
2) Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом. Перед суффиксом — звук [ж].
3) Если это твёрдый согласный или шипящие [ш], [ж], [ч'], пишем суффикс -онок-, если нет, то пишем суффикс -ёнок-. Звук [ж] — твёрдый согласный, пишем суффикс -онок-: медвежонок.
Слайд 25Учимся писать суффиксы: -ик-, -ек-
Правило!
Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова
гласный звук в суффиксе сохраняется, не «убегает»
Например: ключик — ключика
Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает».
Например: замочек - замочка.
Слайд 26Учимся применять правило письма суффиксов: -ик- или -ек-
стол[ик]
1) Выделяем корень слова.
Корень слова -стол-, после корня слышим [ик].
2) Проверяем, изменяя форму слова: нет стол[ик]а.
3) Гласный звук остался, значит пишем суффикс -ик-: столик.
Слайд 27Образование слов при помощи суффиксов
Если слово образовано при помощи суффикса, то
такой способ словообразования называют суффиксальным.
Например: ночь + н = ночной,
шуба + к = шубка,
голова + ушк = головушка,
вода + н = водный,
мех + ов = меховой.
Слайд 28Что находится перед корнем?
убежал
прибежал
выбежал
забежал
подбежал
вбежал
набежал
перебежал
сбежал
добежал
Слайд 29 ¬- приставка — часть слова, которая находится перед корнем и
служит для образования новых слов
поход привёз
вход увёз
выход завёз
переход подвёз
уход вывез
заход перевёз
приход повёз
Слайд 30Как найти приставку.
1. Подбери однокоренные слова.
2. Укажи корень.
3. Отметь часть слова
перед корнем. Это приставка - ¬.
4. Назови приставку.
Принёс, унёс, занёс, перенёс, внёс.
Слайд 31Учимся писать приставки
В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-
пишется буква о.
Поезд, обход, окрик, провод.
Слайд 32Запомни!
Приставка пра- есть в словах: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук.
Приставка па- есть
в слове паводок.
Слайд 33Учимся писать приставки.
В приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква
а
Запись, надпись, налететь.
Слайд 34Образование слов при помощи приставок
Если слово образовано при помощи приставки, то
такой способ образования называют приставочным.
Бежать — прибежать, плыть — проплыть, дарить - подарить.