Слайд 1Сопровождение исследовательской деятельности младших школьников
Слайд 2Цель
Расширить представление о том, как организовать сопровождение исследовательской деятельности младших школьников,
создать развивающую образовательную среду, стимулирующую активные формы познания.
Слайд 3 « Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые
проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе».
А.Н.Колмогоров
Составной частью ФГОС является программа формирования универсальных учебных действий. Наиболее эффективным средством для этого является исследовательская деятельность младших школьников.
Слайд 5 В школу приходят современные
дети.
Какие они?
Играют с мобильными телефонами
Пользуются компьютером
Не признают авторитетов
Имеют собственное мнение
Они – другие!
Как организовать учебную деятельность современных детей?
Слайд 6 « Ни для кого не является секретом, что детская
потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития».
А.И. Савенков
Слайд 8Педагогическое сопровождение
Слайд 9Основные этапы сопровождения
Сопровождение школьника в самом общем виде на
любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:
диагностико-мотивационный,
проектировочный,
реализационный,
аналитический.
Слайд 10Диагностико-мотивационный этап
Выявляет интересы учащегося, склонности, показывает значимость данного интереса
и перспективы совместной работы в этом направлении
Происходит определение имеющегося начального объема знаний по теме заявленного интереса.
Особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося во взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.
Работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
Слайд 11Проектировочный этап
Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.
Составление «карты» познавательного
интереса, проведение консультации и оказание необходимой помощи в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования.
Основной задачей является поддержка самостоятельности и активности.
Слайд 12Реализационный этап
Обучающийся осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет
полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).
Презентация может быть организована разными способами:
-Небольшое устное сообщение в минигруппе учащихся с -познавательными интересами в одной сфере;
-Выступление на классном часе или уроке
-Специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебно- исследовательских и проектных работ;
-Творческий фестиваль и т.п.
Слайд 13Аналитический этап
Консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты
работы.
Рефлексия учащимися своего пройденного пути и достигнутых на данном этапе результатов с помощью педагога. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки.
Слайд 14Основной метод сопровождения - вопрос
Работа с вопросом обучающегося.
Вопросы педагога,
которые он задает при сопровождении.
-Вовремя и корректно поставленные вопросы направлены на углубление познавательного интереса школьника.
-Школа должна быть местом поиска ответов на вопросы учащихся.
Слайд 15Работа с вопросом
дети очень любят задавать вопросы
вопрос играет одну из
ключевых ролей
познание начинается с вопроса
Вопрос - форма выражения проблемы
Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа
Вопрос пробуждает потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Слайд 16Детские вопросы
Как мир создался?
Как появились пещерные люди?
Для чего разные языки и
как они появились? Ведь можно говорить на одном языке всему миру?
Почему роботы не живые?
Река течет из моря или море из реки?
Слайд 17Вопросы педагога, которые он задает при сопровождении.
Слайд 20 Что интересует детей?
- Почему зебра полосатая?
- ь в слове конь
– это орфограмма?
- Почему у кошек в темноте светятся глаза?
- Сколько видов бабочек?
- Какие узоры бывают на крыльях у бабочек?
- Как создают кино?
- Какой формы бывают чешуйки у рыб?
- У каких рыб нет чешуи?
- Как растения вырабатывают кислород?
Слайд 22При организации исследования мы устраиваем коллективное обсуждение детских вопросов и используем
доступные методы исследования:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги о том, что исследуешь;
- спросить у других людей;
- познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Слайд 24Что делать с интересом?
Интерес надо сопровождать.
Стараться находить общие предметы
разговора, чтобы интерес не угас.
Тема появляется из интереса ребенка.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Желание что-то исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Отдавать инициативу в общении ребенку.
Создавать свободное поле общения, давать возможность высказываться.
Слайд 25Сопровождение родителей
Одной из важных задач стала организация сотрудничества на уровне: ученик-педагог-родитель.
На тематических родительских собраниях рассказывается о роли исследовательской деятельности для развития современного ребенка и о сопровождении родителями ребёнка в этой деятельности .
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Для родителей становится важным участие детей в исследовательской деятельности.
Родители подключаются к интересам детей.
Родители с удовольствием идут рядом с детьми, увлекаются исследованием.
В работе с родителями учащихся используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Слайд 26
Деятельность учителя по организации исследовательской деятельности многогранна.
Наша задача
– зажечь интерес, зажечь новые звездочки.