Слайд 1Содержательные аспекты
разработки и реализации
адаптированных
образовательных
программ
Слайд 2НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
СОСТАВЛЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Федеральный закон Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Примерные адаптированные основные образовательные программы
Устав образовательной организации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599)1.
Слайд 5Структура АООП (ОВЗ)
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ
АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел включает:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий) в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к Стандарту при получении НОО;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к Стандарту);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 6Структура АООП (интеллектуальные нарушения)
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел включает :
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы (в соответствии с приложением к Стандарту, вариант1);
программу сотрудничества с родителями (в соответствии с приложением к Стандарту, вариант 2);
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает:
учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность;
систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 7 Варианты ФГОС начального образования детей с ОВЗ
Варианты стандарта -
системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ
Слайд 8Варианты АООП
Варианты 1, 2, 3, 4 имеют программы для:
глухих детей (1.1,
1.2,1.3, 1.4);
слепых детей (3.1, 3.2,3.3, 3.4);
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат (6.1, 6.2,6.3, 6.4);
детей с расстройствами аутического спектра (8.1, 8.2,8.3, 8.4);
Слайд 9Варианты АООП
Варианты 1, 2, 3 имеют программы для:
слабослышащих и позднооглохших (2.1,
2.2, 2.3)
слабовидящих (4.1, 4.2, 4.3)
Варианты 1, 2 имеют программы для:
детей с тяжелыми нарушениями речи (5.1, 5.2);
детей с задержкой психического развития (7.1, 7.2)
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (8.1, 8.2)
Вариант I
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки.
В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.
Слайд 12 Вариант II
Ребенок
получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику.
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
Слайд 13 Вариант III
Ребенок
получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции».
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
Слайд 14 Вариант IV
Уровень образования
определяется индивидуальными возможностями ребенка
При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа.
Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.
Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Слайд 15
СИПР – специальная индивидуальная программа развития
АООП НОО для глухих обучающихся
1.3 –СИПР разрабатывается в случае необходимости
1.4 –СИПР разрабатывается в обязательном порядке
АООП НОО для слепых
3.4 -СИПР разрабатывается в обязательном порядке
обучающихся
АООП НОО для слабовидящих обучающихся
4.3 –СИПР разрабатывается в случае необходимости
АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
6.3, 6.4–СИПР разрабатывается в обязательном порядке
АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
8.3 –СИПР разрабатывается в случае необходимости
8.4 –СИПР разрабатывается в обязательном порядке
Слайд 16 Варианты ФГОС
для детей с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
1 вариант - для учащихся с легкой степенью умственной отсталости
2 вариант -для учащийся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также имеющими другие нарушения в развитии
СИПР
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 вариант реализации –СИПР разрабатывается в случае необходимости ;
2 вариант реализации –СИПР разрабатывается в обязательном порядке .
Слайд 18Особенности адаптированной основной
образовательной программы
начального общего образования
обучающихся
с задержкой психического развития
Слайд 19Варианты ФГОС ОВЗ (для обучающихся с ЗПР) – приложение № 7
Вариант 7.1.
• предполагает, что обучающийся с ЗПР
получает образование, полностью
соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся,
не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
• Обязательным является
систематическая специальная и
психолого-педагогическая поддержка обучающегося
Вариант 7.2.
• предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения:
5 лет, за счёт введения первого дополнительного
класса.
• Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей
ступени основного общего образования.
НОО адаптируется под особые
образовательные потребности обучающегося и при разработке данной программы необходимо учитывать следующее:
1. включение в структуру АООП НОО программы коррекционной работы;
2. при необходимости участие в образовательно-коррекционной работе тьютора, (ассистента, медицинских работников);
3. создание специальных материально-технических условий для реализации АООП НОО (специальные учебные пособия, специальное оборудование, технические спецсредства, компьютерные программы и др.)
Слайд 21Вариант 7.2
Обучающемуся с ЗПР предоставляется государственная
услуга по реализации АООП НОО.
АООП НОО
обучающихся с ЗПР предполагает
обеспечение коррекционной направленности всего
образовательного процесса при его особой
организации: пролонгированные сроки обучения,
проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий, особое структурирование
содержание обучения на основе усиления внимания к
формированию социальной компетенции
Слайд 22Учебный план (вариант 7.1., 7.2.)
Учебный план состоит из двух частей:
-
обязательной части,
- части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Слайд 23Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальных условиях проведения текущей, промежуточной и
итоговой(по итогам освоения АООП НОО) аттестации
Слайд 24Система оценки достижения обучающимися с ЗПР
планируемых результатов освоения АООП НОО
(ВАРИАНТ 7.1.
и ВАРИАНТ 7.2.)
- Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
- Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП
НОО в иных формах
Слайд 25Особенности адаптированной основной
образовательной программы
обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Слайд 27Направления внеурочной деятельности
коррекционно-развивающее
духовно-нравственное ,
спортивно-оздоровительное,
общекультурное,
социальное.
Слайд 28Мир особого ребёнка —
он закрыт
от глаз чужих.
Мир особого ребёнка
допускает лишь своих