Презентация, доклад словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Содержание

Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Очень важно, чтобы такая работа проводилась из урока в урок, носила управляемый,

Слайд 1Учитель начальных классов
МКОУ Кучеряевская ООШ
Нестеренко Галина Викторовна
Словарно-орфографическая работа
на уроках
русского языка

в начальных классах
Учитель начальных классовМКОУ Кучеряевская ООШНестеренко Галина ВикторовнаСловарно-орфографическая работа на урокахрусского языка в начальных классах

Слайд 2
Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной

работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Очень важно, чтобы такая работа проводилась из урока в урок, носила управляемый, диагностируемый характер.

Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и

Слайд 3

Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа:

I. Предъявление

нового слова.

II. Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника.
III. Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.



Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа:I. Предъявление нового слова.II. Работа над запоминанием правописания

Слайд 4I этап.
Предъявление нового слова.





Способы предъявления нового слова:

- чтение загадки, отгадывание ее обучающимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета.
I этап. Предъявление нового слова.Способы предъявления нового слова:      - чтение загадки, отгадывание

Слайд 5



Кто с рогами и хвостом
Пахнет сеном, молоком?
Кто

мычит, наевшись травки
Возле дома у канавки?
Кто под вечер
нам парного
Молочка даёт?
корова




1. Отгадывание загадки.

Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки Возле дома у канавки?

Слайд 6










2. Картинный диктант
яблоко

2. Картинный диктантяблоко

Слайд 73. Узнать предмет по описанию.










Орудие труда с длинной ручкой и

плоским широким концом. Применяется для рыхления земли.

ЛОПАТА

3. Узнать предмет по описанию. Орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления

Слайд 83. Отгадать ребусы, кроссворды.










К
Г
Б
=
Г
О
РА
Е
ЛЬ
,

3. Отгадать ребусы, кроссворды. КГБ= ГОРАЕЛЬ,

Слайд 95. Работа по перфокартам.
















в круг
п года
в сток
мес ц




чу ство

здра ствуй

сп сибо

5. Работа по перфокартам.в круг п года в сток мес ц чу ство здра ствуй сп сибо

Слайд 106. Предъявление слова- синонима или антонима.










быстро
медленно
конец
начало
справа
слева

6. Предъявление слова- синонима или антонима.быстромедленноконецначалосправаслева

Слайд 117. Анаграмма













урожай
жаурйо
огород
доогор
овощи
щоиво

7. Анаграммаурожайжаурйоогороддоогоровощищоиво

Слайд 12
тетрадь,
автомобиль,
урожай,
трамвай,
самолет;
капуста,
пенал,
телефон,
карандаш;
помидор,
морковь.
солома,
7. Нахождение лишнего слова в

строке.
тетрадь, автомобиль, урожай,трамвай,самолет;капуста, пенал, телефон, карандаш;помидор, морковь.солома,7. Нахождение лишнего слова в строке.

Слайд 13







8. «Собери слово».

Суб…ота, м…дведь, до…ога, п…сок, се…одня.

Суббота, медведь, дорога, песок, сегодня.

БЕРЕГ












8. «Собери слово».Суб…ота, м…дведь, до…ога, п…сок, се…одня.Суббота, медведь, дорога, песок, сегодня.БЕРЕГ

Слайд 14








Игра «Собери слово из слогов»
пус
ка
та
роз
мо
тор
трак


Игра «Собери слово из слогов»пус ка та роз мо тор трак

Слайд 15
9. Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог

нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»

го-

род

реть

рох

ризонт

9. Игра «Угадай слово»Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова,

Слайд 16


II этап.
Работа над слуховым образом словарного слова.





II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

Слайд 17





ЗАЯЦ
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов,

определяют в нём «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.
ЗАЯЦУчащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём «трудное место». Таким

Слайд 18
Проговаривание слова по слогам (орфографическое проговаривание)
ЗЕМ-ЛЯ-НИ-КА

Проговаривание слова по слогам (орфографическое проговаривание)ЗЕМ-ЛЯ-НИ-КА

Слайд 19Уточнение лексического значения слова

а) Обращение к толковому словарю тетрадь слово произошло от греческого

тетро – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.
б) через контекст(выявление многозначности слов)

гусеницы
Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут

И по рытвинам да кочкам,
Пушку в битву повезут.

Уточнение лексического значения словаа) Обращение к толковому словарю тетрадь слово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо».

Слайд 20
Этимологическая справка
Слово трамвай
Трам
фамилия
человека, придумавшего

тележку, которая ехала по рельсам

вай
что в переводе с анг. языка означает путь.

Этимологическая справкаСлово     трамвай Трам фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам вайчто

Слайд 21Включение нового слова в активный словарь













А) подбор синонимов и антонимов

Б)подбор однокоренных

слов

В)составление словосочетаний

Г)составление предложений
Включение нового слова в активный словарьА) подбор синонимов и антонимовБ)подбор однокоренных словВ)составление словосочетанийГ)составление предложений

Слайд 22
лисица





лиса
лисонька
лисёнок
лисичка
лисий





лисицалисалисонькалисёноклисичкалисий

Слайд 23Запоминание правописания слова

Запоминание правописания слова

Слайд 24Картинки- ассоциации

П М И Д О

Р


К Р З И Н А


П Р Т Р Е Т

Картинки- ассоциацииП      М И Д О РК

Слайд 25
2.Слова ассоциации
гАзета- бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста

– зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
мАшина – шинА
сОбака - хвОст
2.Слова ассоциациигАзета- бумАгадИректОр – крИк, рОтзАвод – трубАинЕй – бЕлый, снЕгкАпуста – зАяцкАрандаш – грАнь, бумАгакАрман –

Слайд 263. Рифмовки-ассоциации












Я лениться не привык, Я учу родной язык. Вам советую, друзья: «Язык» пишите

с буквой «Я».
3. Рифмовки-ассоциацииЯ лениться не привык, Я учу родной язык. Вам советую, друзья: «Язык» пишите с буквой «Я».

Слайд 274.Запоминание правописания групп слов, связанных тематически











РАСТЕНИЯ:
БЕРЕЗА
ЗЕМЛЯНИКА
КАПУСТА
МАЛИНА
МОРКОВЬ
ОСИНА
ЩАВЕЛЬ
ЯБЛОКО
ЯБЛОНЯ
ШКОЛА:
АЛФАВИТ
ДЕЖУРНЫЙ
КАРАНДАШ
КЛАСС
ПЕНАЛ
ТЕТРАДЬ
УЧЕНИК
УЧЕНИЦА
УЧИТЕЛЬ
ЖИВОТНЫЕ:
ЗАЯЦ
КОРОВА
ЛИСИЦА
ЛЯГУШКА
МЕДВЕДЬ
ОБЕЗЪЯНА
СОБАКА
ПТИЦЫ:
ВОРОБЕЙ
ВОРОНА
СНЕГИРЬ
СОРОКА

4.Запоминание правописания групп слов, связанных тематическиРАСТЕНИЯ:БЕРЕЗАЗЕМЛЯНИКАКАПУСТАМАЛИНАМОРКОВЬОСИНАЩАВЕЛЬЯБЛОКОЯБЛОНЯШКОЛА:АЛФАВИТДЕЖУРНЫЙКАРАНДАШКЛАССПЕНАЛТЕТРАДЬУЧЕНИКУЧЕНИЦАУЧИТЕЛЬЖИВОТНЫЕ:ЗАЯЦКОРОВАЛИСИЦАЛЯГУШКАМЕДВЕДЬОБЕЗЪЯНАСОБАКАПТИЦЫ:ВОРОБЕЙВОРОНАСНЕГИРЬСОРОКА

Слайд 285. Разделить слова на слоги










медвежонок, воробей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица,

медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака.
5. Разделить слова на слогимедвежонок, воробей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака.

Слайд 296. Записать по алфавиту












соловей, ворона, петушок,
петух, воробьиха, сорока,
воронёнок, воробей, ворон,
соловушка,

воробушек

Поставь в словах знак ударения, подчеркни буквы, которые надо запомнить или проверить

6. Записать по алфавитусоловей, ворона, петушок, петух, воробьиха, сорока,воронёнок, воробей, ворон,соловушка, воробушек Поставь в словах знак ударения,

Слайд 30













Птицы и звери:










воробей
ворона
петух
сорока
соловей
заяц
корова
лисица
медведь
собака
воробей, ворона, заяц, корова, лисица, медведь, петух, собака,

сорока, соловей

Подумай, сколько разных вариантов
разделения слов на группы
ты можешь предложить?

7. Разделить слова на группы

Птицы и звери:воробейворонапетухсорокасоловейзаяцкорова лисицамедведьсобакаворобей, ворона, заяц, корова, лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей Подумай, сколько разных вариантовразделения

Слайд 31
Дикие и домашние животные:
заяц
лисица
медведь
соловей
воробей
ворона сорока
петух
корова
петух
собака
Птицы:

Дикие и домашние животные:заяцлисицамедведьсоловей воробей ворона сорока петухкоровапетухсобакаПтицы:

Слайд 32





III этап
Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами

III этап Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами

Слайд 33
1. Картинный диктант
Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности:


называют изображённый предмет;
объясняют правописание слова;
записывают слово;
ставят знак ударения;
выделяют в нём безударную гласную.





1. Картинный диктантУчитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности: называют изображённый предмет; объясняют правописание слова;

Слайд 34
2.Слова с «окошками» Учитель показывает карточки со словами, с пропущенной орфограммой.
г*рой

адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал
2.Слова с «окошками» Учитель показывает карточки со словами, с пропущенной орфограммой.г*рой  адр*с   ур*жай р*кета

Слайд 35
3.Выборочный диктант
Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному

признаку:
женского рода ( капуста, огурец, помидор)
единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
1 склонения (запад, сирень, осина)

Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер.
Дежурный следит за порядком в классе.

3.Выборочный диктантУчитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку:женского рода ( капуста, огурец, помидор)единственного

Слайд 36
4.Зрительный диктант
Этапы работы
1)слова записываются на доске;
2)выделяются орфограммы;
3) проговариваются несколько

раз;
4)записываются по памяти.

Подбор слов
1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь)
2) слова группируются по определённой орфограмме
(безударная гласная я заяц, язык, земляника )

4.Зрительный диктантЭтапы работы1)слова записываются на доске; 2)выделяются орфограммы; 3) проговариваются несколько раз; 4)записываются по памяти.Подбор слов1) слова группируются

Слайд 37
5. Разгадывание кроссворда

5. Разгадывание кроссворда

Слайд 38
6. Творческий диктант
Учащимся предлагается заменить определение одним словом.
главный город России

(Москва);
инструмент, которым забивают гвозди (молоток);
диван, кровать – это…? (мебель)
6. Творческий диктантУчащимся предлагается заменить определение одним словом. главный город России

Слайд 39
7. Найди ошибки в словах.

Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание,

жолтый.

7. Найди ошибки в словах. Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый.

Слайд 40
Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства

остаются неизвестными для людей, если не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли.
Калинин М. И.
Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства остаются неизвестными для людей, если не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть