Презентация, доклад Сказочная безопасность. Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам.

Перед педагогами, родителями, воспитателями стоит вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Что мы делаем для обеспечения безопасности наших воспитанников? Рассмотрим

Слайд 1 Сказочная безопасность. Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам.


Автор: Конышева Оксана

Викторовна
Сказочная безопасность. Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам.Автор: Конышева Оксана Викторовна

Слайд 2Перед педагогами, родителями, воспитателями стоит вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый

образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Что мы делаем для обеспечения безопасности наших воспитанников? Рассмотрим одно из направлений работы над данной проблемой.
Перед педагогами, родителями, воспитателями стоит вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает

Слайд 3Вспомним сказки для самых маленьких, которые плохо оканчиваются? Колобок съеден, у

курочки Рябы яичко упало и разбилось, Снегурочка растаяла над костром, теремок развалился, от козлика рожки да ножки в лесу остались…Сказки для детей постарше, как правило, заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать". Неужели, наши предки гуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать?
Вспомним сказки для самых маленьких, которые плохо оканчиваются? Колобок съеден, у курочки Рябы яичко упало и разбилось,

Слайд 4Конечно, нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом

деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей и окружающих взрослых. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если: - если младенца положить на краю; - если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром ненадежных людей); - если по вашему недогляду "хвостиком заденет", чего задевать не полагается; - если положить "остывать на окошке" без надзора; - если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место
Конечно, нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки.

Слайд 5Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той

самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности. Попробуйте самим подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям. Заметите в сказках еще много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра, говорится в сказках "Колобок", "Гуси-лебеди", "Кот, петух и лиса", "Сестрица Аленушка
Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно

Слайд 6В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и

чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери. Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную "Баю-баюшки-баю, не ложись на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край. Поэтическая форма помогает ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия: "край", "свое, надежное" - "чужое, опасное". Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось "в лес погуляти". ("Что с ним случилось? Да-да, "остались от козлика рожки да ножки".) Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось...
В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок.

Слайд 7Такие сказочные "инструкции по безопасности" перетекают от напевки к присказке, от

присказки к сказке и растут вместе с малышами. В сказке все сказано, все объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети "срисовывают" отношение к чему- или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите свое отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребенку понять: в чем же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть? .
Такие сказочные

Слайд 8Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны

базисные понятия безопасности для малышей. Чтоб от сказок польза была 1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка. 2. Задайте малышу вопросы: - Почему же убежал колобок? - А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край). - С кем колобок встретился? - От кого убежал? - А кто его обхитрил? - Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?) 3. Сделайте вывод в доступной для малыша форме.
Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей. Чтоб

Слайд 9Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя

примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок - будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача - заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий - и здание (знание!), возводимое на нем, не рухнет. Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с ребенком другие народные сказки. - А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых? - Кто не послушался и попал в беду? - А что надо было сделать этому герою? - Кто спас его/ее? - Как бы ты поступил на его/ее месте?
Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка

Слайд 10Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, чаще задавайте его детям. Малыш должен

усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы - убегай. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, чаще задавайте его детям.  Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без

Слайд 11Чтобы лучше запомнили Простые правила: - Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя:

какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней. - Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный... - Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п. - Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке. - Обращайте внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая). Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.
Чтобы лучше запомнили Простые правила: - Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы

Слайд 12 Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо),

он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо. - Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы). - Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас. - Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно. - Закрепление пройденного проводите по-разному. Много времени и сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой.
Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет.

Слайд 13Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это

только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а

Слайд 14Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть