Слайд 1Система работы по развитию орфографической зоркости младших школьников как средство предупреждения
ошибок
Учитель начальных классов
Сизова Наталья Анатольевна
г.Мурманск
Слайд 2«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая
деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
Слайд 3Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при
письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Слайд 4Факторы:
1. Зрительный фактор
срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
2. Слуховой фактор.
Пишущий человек, как известно, всегда
отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает.
3. Рукодвигательный фактор.
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.
4. Проговаривание.
Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Слайд 5Этапы, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму
в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет.
Слайд 6В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.
1. Они «должны быть
по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения... должны быть устные и письменные,
и при том устные должны предшествовать письменным».
Слайд 7Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
1. Списывание.
Алгоритм , который я применяю
в организации списывания на своих уроках:
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Слайд 82. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно,
чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Слайд 96. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на
время.
Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
Слайд 107. Письмо по памяти.
Этапы:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми,
орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
Слайд 11
8. Диктант
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Свободный диктант
Самодиктант
Зрительно-слуховые диктанты
Диктант с постукиванием
«Проверяю себя»
Словарный диктант
Слайд 12Выборочный диктант
Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем,
что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Слайд 13Самодиктант
Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой
орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
Взаимодиктант
Слайд 14Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает
по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Слайд 15Словарный диктант
1. Предъявление слова
2. Работа над "слуховым " образом слова.
3. Запись слова с "окошком " .
4. Работа над "зрительным" образом слова.
Работа над ошибками
Слайд 16 Наиболее эффективные упражнения:
поиск орфограмм в "чистом" тексте;
списывание;
письмо
с проговариванием;
скоростное письмо;
комментированное письмо;
письмо с пропуском орфограмм;
звуковой анализ слов;
письмо по памяти;
письмо с простукиванием;
игры , соревнования ,кроссворды, КВН.
Слайд 17Успех работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий:
четкое
планирование всей работы;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
разнообразные тренировочные упражнения;
постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.