Слайд 1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
что и как контролировать
и оценивать
Слайд 2
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный Закон «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. В определении качества образования новый закон не вступает в противоречие с предыдущим законом об образовании, в статье 11 пункт 2 нового закона подтверждается, что «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».
Слайд 3
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм,
периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по-прежнему остается компетенцией образовательной организации (статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации и статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся).
Слайд 4
Это следует из пункта 3 статьи 59, в котором указывается, что
итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Важно подчеркнуть, что итоговая аттестация после этапа начального общего образования не носит статус государственной
Слайд 5
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 28. Компетенция, права, обязанности
и ответственность образовательной организации
пункт 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Слайд 6
II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
Пункт
9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Слайд 7
II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
Пункт
13 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Слайд 8
Объекты индивидуальной оценки
Слайд 9
III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
19.9. Система
оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
Слайд 10
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Слайд 11
Компоненты системы контроля и оценки
образовательных достижений младших школьников
Внутренний контроль и
оценка
Внешний контроль и оценка
Контрольно-оценочная деятельность педагога (микродиагностика, педагогическая диагностика, текущий и итоговый контроль)
Контрольно-
оценочная
деятельность
самих учащихся
(контроль и оценка, самоконтроль, самооценка)
Внешний итоговый контроль как независимая оценка качества, мониторинговые исследования разных уровней (международные, федеральные, региональные и т.д.)
Система внутришкольного мониторига: самообследование, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, система оценки достижения планируемых результатов
Слайд 12
Основные особенности системы оценки
образовательных результатов в соответствии с ФГОС
Планируемые результаты
– содержательная и критериальная основа обучения и оценки
Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов
Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)
Проектная деятельность как элемент итоговой оценки
Оценка динамики учебных достижений
Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др.
Слайд 13
устные и письменные;
для проектной деятельности;
для стандартизированных итоговых работ
и для текущей (накопленной) оценки
для индивидуального, парного для индивидуального, парного или коллективного выполнения;
комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата;
комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне;
допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка;
допускающие возможность использования справочной литературы.
Рекомендуется использовать задания
Слайд 14Основные показатели, по которым представляются предметные результаты
3. Уровни достижений: базовый, повышенный,
высокий, пониженный, недостаточный
Базовый уровень достижений - точка отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
4. Успешность образовательной миссии учителя (условное название) - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Выпускник научится» и раздела «Выпускник получит возможность научиться». Данный показатель дает возможность оценить степень освоения обязательной для всех учащихся части программы (раздел «Выпускник научится») по сравнению с частью программы (раздел «Выпускник получит возможность научиться»), обязательной для преподавания и направленной на расширение и развитие интереса к изучению данного предмета, пропедевтику обучения, углубленное изучение предмета для наиболее одаренных детей.
Слайд 15Распределение учащихся по результатам выполнения работы (2013 год)
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
СМЫСЛОВОЕ
ЧТЕНИЕ
Слайд 16Математика (Большинство выпускников начальной школы 2013 года освоили требования новых образовательных
стандартов по математике: 86% учащихся выполнили правильно от 50% до 100% заданий базового уровня.
В среднем выпускники начальной школы освоили более 70% планируемых результатов по математике и более 50% планируемых результатов, являющихся пропедевтикой для продолжения образования в основной школе.)
Русский язык (Большинство выпускников начальной школы 2013 года (89%) освоили требования новых образовательных стандартов, они выполнили правильно от 50% до 100% заданий базового уровня.
В среднем выпускники начальной школы освоили около 70% планируемых результатов по русскому языку и более 50% планируемых результатов, являющихся пропедевтикой для продолжения образования в основной школе.)
Окружающий мир
Метапредметные результаты: -смысловое чтение и работа с информацией
Групповые проекты
Достижение требований ФГОС
Слайд 17Окружающий мир (Большинство выпускников начальной школы 2013 года (87%) освоили требования
новых образовательных стандартов, они выполнили правильно от 50% до 100% заданий базового уровня.
В среднем выпускники начальной школы освоили более 70% планируемых результатов по окружающему миру и более 50% планируемых результатов, являющихся пропедевтикой для продолжения образования в основной школе.)
Достижение требований ФГОС
Слайд 18Оценка достижения метапредметных результатов по завершению обучения в начальной школе
Слайд 19Особенности
комплексной работы, модель которой отрабатывается на втором этапе эксперимента
Комплексная работа направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения сформированности умений:
- читать и понимать различные тексты, включая и учебные;
- работать с информацией, представленной в различной форме;
- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Слайд 20Особенности
комплексной работы
В работе оценивается сформированность трех групп умений (1 группа
– 30%, 2 группа – 40%,
3 группа – 30%)
Группа 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи).
Слайд 21Особенности
комплексной работы (три группы заданий)
Группа 2. Глубокое и детальное понимание
содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений, например, определить, с какой целью написан текст.)
Слайд 22Особенности
комплексной работы (три группы заданий)
Группа 3. Использование информации из текста
для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)
Слайд 23
Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей:
1) диктант;
2) проверочная работа
Пример итоговой проверочной работы
Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся.
Слайд 24
Работа содержит две группы заданий.
Первая группа – базовые задания, позволяющие
проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Слайд 25
Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические
задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.
Слайд 26Работы по русскому языку выполнили 36203 учащихся из 828 образовательных учреждений
20 регионов Российской Федерации .
Результаты работы по русскому языку № 1, направленной на оценку индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык».