Слайд 2ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЕНСОРНАЯ КОМНАТА?
Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя
и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей всех возрастных категорий.
При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.
Слайд 3Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха,
зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка.
Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.
Слайд 4Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость,
эпилепсия, инфекционные заболевания.
Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, при работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Пространство сенсорной комнаты можно разделить на две половины: релаксационный и активационный блок.
Слайд 7Занятия в сенсорной комнате:
Три этапа
Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.
Основная
релаксационная.
Подведение итогов с ритуалом прощания.
Три части ритуала создают эмоциональную мультисенсорную среду, выполняя задачи:
профилактику эмоциональных нагрузок;
согласование движений частей тела при восприятии звука, ритма и цвета;
снятие чувства тревоги с переключением;
создание положительных эмоций;
преодоление агрессивного состояния и избавление от страхов;
у детей развитие взаимодействия друг с другом;
у детей улучшение внимания и памяти, развитие оригинального мышления.
Занятия проводятся в группе не более 5 человек.
Слайд 8ЛИТЕРАТУРА
Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.:
Сфера , 2003.
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010
Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010
Васильева И. «Книга сказочных игр» ». – СПб.: «Речь», 2010
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.
Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. – СПб.: «Речь», 2011
Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У -Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008
Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.
Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «ИздательствоГНОМиД», 2001. — 160 с.
Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения».-М.: УЦ «Перспектива», 2001
Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008
Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008
УльенковаУ. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М. :Владос, 2002.
Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.: «Речь»,2011
Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009
Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.
Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.
Учебно – методическое пособие Жевнерова В.Л. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» Спб.: Речь, 2003.
Практическое пособие Титаря А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: для ДОУ». Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004
Хухлаева О.В. , Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я» Как сохранить психологическое здоровье дошкольников М. «Генезис» 2004