Слайд 1Роль ИКТ в образовательном процессе младших школьников
Учитель начальных классов
Алексеенко С.М.
ГБОУ «Антрацитовская
ООШ №19»
Слайд 2Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в
систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.
Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Слайд 3Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа
способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Слайд 4Актуальность
В условиях реализации целей нового Госстандарта поставлена важная задача: подготовить
подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Слайд 5
Цели использования ИКТ:
• Повысить мотивацию обучения;
• Повысить эффективность процесса обучения;
• Способствовать
активизации познавательной сферы обучающихся;
• Совершенствовать методики проведения уроков;
• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• Планировать и систематизировать свою работу;
• Использовать как средство самообразования;
• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Слайд 6Направления:
• Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий,
разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.;
• Проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
• Осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Слайд 7 Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один
компьютер на учительском столе + проектор.
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Типы уроков по способу
использования ИТ
Слайд 8Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы
- тема урока представлена
на слайдах, в которых кратко
изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
- могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.
3. Как информационно-обучающее пособие
- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
- использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Слайд 95. Как интерактивная лаборатория
Наличие мультимедийного
обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру и др.
6. Для снятия напряжения, релаксации
Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.
7. Для сопровождения собственного доклада: ученики также могут готовить презентации.
8. Для подведения итогов урока : выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.
9. Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)
10. Для сопровождения интерактивных игр
11. Для индивидуального обучения через блог или mail
Слайд 11Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
владеть основами работы на
компьютере
иметь навыки работы с мультимедийными программами
владеть основами работы в Интернете
Слайд 12Внедрение ИКТ позволяет ученику:
Делает занятия интересными и повышает мотивацию.
Предоставляет
больше возможностей для участия в коллективной деятельности, для развития личности и социальных навыков.
Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате подачи материала в более ясной, эффектной форме.
Повышает уровень восприятия.
развивает: самостоятельность, активность, навыки самооценки, воображение.
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
Учащиеся начинают работать более творчески
и становятся уверенными в себе.
Слайд 13
Особенности мультимедийной технологии:
1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает
никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
2. С помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;
4. Повышение уровня использования наглядности на уроке;
5. Повышение производительности урока;
6. Установление межпредметных связей;
7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
8. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Слайд 14
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми
младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!»
ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Слайд 15Отрицательные аргументы
Утрачивается навык каллиграфически правильного письма и орфографическая зоркость.
Отрицательное
влияние на здоровье учащихся.
Снижение коммуникативных навыков.
Формируется клиповое сознание.
Слайд 16Компьютер – это уже
не роскошь – это необходимость.