Слайд 1Формы, методы и приемы учебной мотивации на уроках
в начальной школе.
Слайд 2Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной
деятельности, к активному освоению содержания образования.
Слайд 3Методы формирования мотивации
СЛОВЕСНЫЕ (рассказ, лекция, беседа)
НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ (презентации, картины, карточки
с заданиями, опыты, игры, работа в группах, практические и лабораторные занятия и т.д.)
РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ (создание проблемных ситуаций)
МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ (написание сообщений, рефератов, исследовательских работ, эссе и т.д. )
Слайд 4Приемы мотивации используемые учителем:
. I.Эмоциональные :
1) создание ситуации успеха, через выполнение
заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Слайд 5II. Мотивационно-целевой :
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации
дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания , дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости;
3) реакция на ошибку, через приём «найди ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Слайд 6III. Познавательный :
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы
в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) не самостоятельное выставление оценок учителем,а привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку (благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ), оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Слайд 7IV. Социальный :
развитие у ребенка желания быть полезным обществу;
Сопереживание вместе с
детьми;
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
заинтересованность результатами коллективной работы;
взаимопроверка и рецензирование.
Слайд 8Рефлексивно-оценочный этап.
«Дерево удовлетворённости»
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы,
плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Слайд 9Рефлексивно-оценочный этап.
Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления
учащихся.
Можно выделить три группы проблемных ситуаций:
- Познавательные (теоретическое мышление);
- Оценочные (критическое мышление);
- Организаторско-производственные (практическое мышление).
Слайд 10Педагогические технологии
Технология развития критического мышления
Слайд 12
Урок развития критического мышления
Слайд 13
Урок развития критического мышления включает в себя 3 фазы.
Определение и формулирование
проблемы, которую необходимо решить
Работа с информацией
Анализ, систематизация и оценивание полученной информации
Слайд 14Рефлексивно-оценочный этап.
Синквейн.
Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из
5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Слайд 15Рефлексивно-оценочный этап.
Синквейн.
Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из
5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Слайд 16Рефлексивно-оценочный этап.
«Перевёрнутый класс». Она предполагает, что изучение нового материала выносится за
рамки урока. Учащиеся получают в свободный доступ разнообразные источники информации, с которыми они могут работать в удобное для них время и в удобном темпе. Предлагаем вам памятку-табличку тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления.
Слайд 18Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках:
«Касса моих успехов»,
другой «Касса моих ошибок»;
зашифрованные диктанты;
оценка – не отметка;
освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля;
защитный лист.
Слайд 19Возможное домашнее задание:
Три уровня домашнего задания;
Прием «Необычная обычность»;
Прием «Задание массивом»;
Прием «Особое
задание»;
Прием «Идеальное задание»;
«Творчество работает на будущее»
Слайд 20ВЫВОД:
Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает
интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения, а также системой отношения учителя к каждому ученику
Слайд 21Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются
с аппетитом».
Слайд 22Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся
оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы».