Слайд 1Рефлексивный отчет факультативного курса по самопознанию
в 3Д классе
с использованием ключевых
идей
программы нравственно – духовного образования «Самопознание»
в рамках пилота на базе СШ№41
Учитель: Альжанова Г.К.
Слайд 2В этом учебном году одна из важнейших задач нашего образовательного учреждения
стали слова Сары Алпысовны Назарбаевой:
«Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».
Слайд 3В нашей школе благодаря введению факультативов по самопознанию идёт целенаправленная
работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Данный предмет является образованием для сердца, а оно призвано в рамках пилота дополнить внутренним, нравственно — духовным смыслом образовательный процесс с 0 по 11классы. А в начальной школе с 0 по 4 классы является одним из важнейших предметов , формирующих личность ребенка.
Слайд 4 Цели факультативов « Азбука человечности» и «Зеркало дружбы» -
способствовать осознанию
каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;
Задачи факультативов:
содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:
определять свою жизненную позицию;
конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;
оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки; развивать на практике навыки служения обществу.
Слайд 5Делимся опытом:
Мною изучен курс школьной программы по самопознанию начального уровня образования,
проблемы и актуальность данного предмета. Я пришла к выводу, что мне, как классному руководителю , необходимо уделить особое внимание тому, чтобы каждый ученик осмыслил и принял свою индивидуальность как ключ к успеху. Кроме того, разумеется, учебная программа кружка стала одним из результатов работы в условиях пилота по углубленному изучению предмета « Самопознание» в средней школе №41 аула Кабанбай батыра для духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.
Слайд 6Объем учебной нагрузки составляет:
В 3д классе - 1 час в неделю,
пройдено 8 тем
Уроки проводились в соответствии с календарно-тематическим планированием.
В программе предусмотрены уроки, на которых дети проходят своеобразную адаптацию к социуму. Учащиеся получают возможность вглядеться в свой внешний облик, понять самих себя, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые они выполняют, осознавать свои эмоции и вырабатывать умение управлять ими. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие детьми нравственных ценностей через интересный познавательный материал.
Слайд 7
В программе 1 четверти предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: человек, индивидуальность,
ученик, школа, знание, познание, самопознание, учение, книга, учебник, увлечения человека. Темы, изученные в 1ч в 3д классе:
Мой классный коллектив
Я- третьеклассник
Дороги, которые мы выбираем
Дороги, которые мы выбираем
Пирамида общечеловеческих
ценностей
Быть в ладу с самим собой
Красив тот, кто красиво поступает
Хочу быть умным
Слайд 8Свои уроки старалась строить, используя самые разные формы организации деятельности учащихся,
применять разнообразные методы и приемы работы с учащимися:
-создание кластеров по изучаемой теме.
-ромашки Нежности
-синквейны:Жизнь.
Короткая, длинная.
Любить, верить, надеяться.
Кто-то ее не ценит.
Счастье
-сочинение сказок
-конкурс рисунков о Доброте
-семейные газеты: « Я и моя семья», «Дом в котором я живу»
-круги Радости:Нежные, добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
И встанем в круг, за руки все возьмемся
И радостно друг другу улыбнемся
Слайд 9 -притчи:Надоело быть соли солёной. Подумала: «Чем я хуже сахара? Он белый,
и я белая, он сыпучий и я сыпучая. Только его все любят, даже причмокивают, когда чай с ним пьют, а меня словно и не замечают!» И решила она сладкой стать.
Сказано — сделано. Что тут за обедом началось! Только тот, кто хоть раз пробовал сладкий борщ и подсахаренное яйцо всмятку, может по достоинству оценить это!
Кончилось всё тем, что негодную соль выбросили на помойку и заменили новой, которая уже никогда не пыталась стать сладкой.
Слайд 10-игры
Кто во что горазд
Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того
как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.
«Мы пойдем гулять»
Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».
Далее ведущий называет каждому предмет, который нужно взять. Лучше, если эта вещь не подходит для лесной прогулки, так игра получится интереснее.
Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.
Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.
Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.
«Кораблекрушение»
Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»
Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.
Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.
«Стеклянная стена»
Число игроков должно быть четным, так как игра будет проходит по парам. Дети становятся лицом друг к другу и мысленно представляют, что между ними как бы находится прозрачное стекло, которое их разделяет, то есть собеседники попали в ситуацию, когда они друг друга прекрасно видят, но не слышат.
Задача игроков постараться сообщить своим напарникам любую информацию, не прибегая к помощи голоса, а используя лишь невербальные компоненты коммуникации: жесты, мимику, пантомимику и т. д. таким образом и в такой форме, чтобы она стала понятна собеседнику, находящемуся за воображаемым стеклом. Когда игроки поймут друг друга, они меняются ролями.
1Мы с тобой любим танцевать.
2 Я безумно люблю своего ребенка.
Слайд 12- родительские собрания по самопознанию
Слайд 13Примеры заданий:
1Дороги, которые мы выбираем
Детский сад
Тюрьма Путешествия
Школа Вредные привычки Университет
Семья Спорт Драки воровство
Слайд 142Рейтинг вежливых слов
Посчитай, сколько раз в день, ты произнес вежливые слова.
_________________________________________________
__________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
3НЕДЕЛЯ
ДОБРЫХ ДЕЛ
Запланируй на каждый день недели по 1 доброму делу.
Если добрые дела удалось совершить, поставь знак +.
ПН доброе дело результат
_________________________
Почему не удалось выполнить некоторые запланированные дела?
Что ты предпримешь, что бы их довести до конца?
Слайд 16Результат: положительное влияние воспитательной системы и курса факультатива на личность ученика
школы- человек, способный жить безопасно, эффективно, полноценно, осознанно, свободно.
В конце полугодия учащимся будет выставлен «зачет». При выставлении учащемся оценки «зачет» во внимание будет браться портфолио ученика, где отражается его творческая деятельность по факультативу «Азбука человечности»
Слайд 17Распространяю свой опыт на учительских сайтах:
Слайд 18Спасибо за внимание,
уважаемые коллеги!