Слайд 1ОГБОУ «Центр развития и образования «Особый ребенок» г. Смоленска»
Речевые упражнения и
игры как средство активизации общения в процессе социализации детей с ОВЗ.
Из опыта работы учителя надомного обучения Новицкой Т.Р.
Слайд 2 Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации
педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Слайд 3Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу
отвлеченности и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка.
Слайд 4По характеру педагогического процесса
выделяются следующие группы игр:
Обучающие, тренировочные, контролирующие,
обобщающие.
Познавательные,
воспитательные, развивающие.
Репродуктивные, продуктивные, творческие.
Коммуникативные, диагностические и др.
Слайд 5Типология педагогических игр по характеру игровой методики
предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные, драматургические
Слайд 6Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность.
Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость
Слайд 7Сегодня я остановлюсь на речевых играх
и упражнениях, которые имеют
коммуникативную
направленность,
так как я очень давно
применяю их в своей педагогической
деятельности и считаю, что значение их
для коммуникативного
общения детей трудно переоценить.
Слайд 8Я собрала большой арсенал речевых игр и упражнений, направленных на формирование
коммуникативного общения детей.
Для удобства использования разделила их на несколько больших групп:
Слайд 91- речевые игры с предметами;
2- речевые игры и упражнения, направленные на
развитие и совершенствование речевой
деятельности обучающихся;
3- речевые игры и упражнения, направленные на классификацию предметов и понятий;
4- речевые игры и упражнения, направленные на знакомство с противоположным
значением слов и понятий;
5- речевые игры, направленные на организацию досуговой деятельности обучающихся с ОВЗ.
Слайд 10Речевые игры с предметами.
-Водящий кидает мяч и называет понятие: «Рыба». Ребенок
должен подобрать видовое понятие к родовому: «Окунь». Если детей несколько, то каждый может продолжать. (Щука, карась, карп, сазан и т.д.)
Слайд 11Речевые игры с предметами
- Водящий прячет небольшой предмет, участники игры с
помощью наводящих вопросов должны угадать этот предмет.
Слайд 12Речевые игры с предметами
- Водящий показывает заготовленный предмет, участник должен назвать
как можно признаков , например: «кукла» - красивая, маленькая, большеглазая, длинноволосая, белокурая, добрая, веселая и т.п.
Слайд 13Речевые игры и упражнения,
направленные на развитие
и совершенствование речевой деятельности обучающихся
-«Доскажи
словечко».
Водящий называет первый слог,
участники должны добавить еще один
или несколько, чтобы получилось слово, например:
ГА+ зета, ГА+раж, ГА+зон, ГА+зель и др.
Слайд 142. «Добавь рифму».
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису)
Зеленеет все вокруг,
Растет
в саду на грядке… (лук)
Ночь прохладна и темна,
На небе яркая…(луна)
Слайд 152.« Повтори скороговорку».
Цветут подснежники, цветут подснежники, такие свежие, такие нежные.
Ручеек, ручеек,
дай водички на чаек!
Мы чаек горячий будем пить на даче!
Елка с ежиком похожа –
Еж в иголках, елка тоже.
Слайд 16
Ящерицу я ловил, страх меня остановил.
А чего же тут бояться?
- Хвостик
может оторваться!
Трах,трах,трах,трах – раскатился гром в горах.
Та-та-та – отворяйте ворота.
Ат, ат, ат – гонит Вовочка телят.
Ать,ать,ать – мы идем гулять.
То-то-то – надевай пальто.
Ти-ти-ти- с собой зонтик захвати.
Слайд 17Речевые игры и упражнения, направленные на классификацию предметов и понятий.
-Водящий называет
слово-определение, участники называют понятийные признаки, например: «сад» - растения, кусты, забор, земля, садовник, собака, деревья.
Лес – лист, дерево, охотник, трава.
Город – автомобиль, здание, толпа, улица.
Слайд 18«Продолжи или закончи словарный ряд»
Иван, Петр, Максим… это ….
Петров, Сидоров, Скворцов…
это…
Капуста, картофель…это…
Слайд 19Продолжи или закончи
словарный ряд
Учитель – это человек, который…
Врач – это
человек, который…
Строитель – это человек, который …
Москвич – это человек, который…
Смолянин – это человек, который…
Пылесос – это …, который …
Слайд 20 Речевые игры и упражнения, направленные на знакомство с противоположным значением
слов и понятий.
-«Кислый- сладкий; грустный-веселый, забывать – помнить, старт-финиш, день-ночь и т.д.»
Слайд 21Река широкая, а ручеек…
Тропинка узкая, а дорога..
Одно окно узкое, а другое
…
Зимой день короткий, а летом…
У страуса ноги длинные, а у курицы…
Слайд 22Речевые игры, направленные на организацию досуговой деятельности обучающихся с ОВЗ
-«Придумай
рифму»
кошка-ложка,
мальчик-зайчик
и т.п.
Слайд 23«Назови животных»
Хитрый, как…
Трудолюбивый, как…
Храбрый, как...
Ловкий, как…
Упрямый, как…
(Лиса, муравей, осел, обезьяна, лев)
Слайд 24-«Кто кого:жуки и змеи» (один или несколько участников игры имитируют звуки
«ж-ж-ж», а другие звуки «ш-ш-ш»)
«Кто кого: «з-з-з», «с-с-с»
«Кто кого: «коса-коса-коса», «коза-коза-коза»
Слайд 25
Использование речевых игр и умение создавать речевые ситуации вызывают
у обучающихся желание играть и общаться. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задачи помогают ребятам преодолеть стеснительность, физическую скованность и эмоциональную зажатость.
Слайд 26Речевые игры и упражнения помогают активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания,
навыки и умения, создают условия для активной мыслительной деятельности ее участников.
Слайд 27
Применение таких игр и упражнений способствует коммуникативно-деятельному характеру общения, психологической направленности
на развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ.
Спасибо за внимание!