Презентация, доклад Речевые ошибки младших школьников

В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа»

Слайд 1Речевые ошибки младших школьников

Габдулхакова Инсия Зуфаровна
Республика Татарстан,
п.Джалиль
МБОУ- «Джалилильская
СОШ №2»

Речевые ошибки младших школьников Габдулхакова Инсия ЗуфаровнаРеспублика Татарстан,п.Джалиль МБОУ- «ДжалилильскаяСОШ №2»

Слайд 2В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа»

В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа»

Слайд 3 РЕЧЕВЫЕ

ОШИБКИ

НЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИНЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ    ТИПЫ

Слайд 4 ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Повторение одних

и тех же слов:

У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая

Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении:

Надоел рыбий суп (надо: рыбный). Охотник одел шапку и вышел (надо: надел). Мы перешли через горный курган (надо : хребет).

П
Р
И
Ч
И
Н
А

малый объем внимания пишущего
ученик забывает, что уже употребил
слово

П
Р
И
Ч
И
Н
А

бедность словарного запаса
влияние слов из просторечия

ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Повторение одних и тех же слов:У нас есть

Слайд 5 ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Употребление просторечных

и диалектных слов и сочетаний:

У Петя шел взади (сзади). Обратно пошел дождь (опять). Впереди всех к реке прибежал Вова (раньше всех). Поклал вместо положил, здоровый в значении большой.

Нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых
слов:

Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Он почувствовал, что утопает в болоте (лучше: тонет, «утопает» уместно в поэтической речи)

П
Р
И
Ч
И
Н
А

неправильная речь родителей
ребенок не может отличить местный
говор от правильной речи

П
Р
И
Ч
И
Н
А

бедность фразеологии, малый речевой опыт.

ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний: У

Слайд 6 МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Употребление детского


словотворчества:

На стройке работают бетонщики, штукатурщики, монтажники (надо: штукатуры). Приречная полоса
(надо: прибрежная)

Пропуск морфем, чаще всего
суффиксов:

Трудящие вместо трудящиеся; пришел к ему( вместо к нему)
Несколько раз выглядал в окно (надо: выглядывал)

П
Р
И
Ч
И
Н
А

индивидуальные недостатки
в устной речи

П
Р
И
Ч
И
Н
А

ребенку трудно произносить громоздкие, фонетически усложненные слова
влияние просторечия

МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Употребление детского      словотворчества:

Слайд 7 СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Неудачный порядок

слов в предложении, приводящий к искажению смысла:

Узкая полоск только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом)

Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим

Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы. Вся семья радостно встретили Новый год.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Ученик не проговорил предложение целиком

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Начав писать предложение, ученик еще не знает, как его закончит
Отсутствует навык перечитывания написанного текста

СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению

Слайд 8 СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Местоименное удвоение

подлежащего

Леня, когда вернулся в отряд, он был веселый. Петя- он самый сильный из ребят.

Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают.

Когда Саша прощался с отцом, он (отец или Саша?) не плакал. Пионерский отряд вышел в поход. Они (?) пели песню.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Влияние просторечия

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Недостаточная практика самопроверки.

СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Местоименное удвоение подлежащегоЛеня, когда вернулся в отряд, он

Слайд 9

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА

Несоответствие текста сочинения или изложения
плану:

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Недостаточная подготовка
ученика к творческой работе.
Ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно необходимо сказать в начале, что затем и что, наконец, в заключении сочинения.

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКАНесоответствие текста сочинения или

Слайд 10

ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ

Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов

Она схватила (пропущено: «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его.

Присутствие нелепых, парадоксальных суждений, связываание понятий разных уровней:

По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Ученик мыслит быстрее и увлекательнее,
чем пишет.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Недостаточное внимание школьника к окружающему миру.

ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ Пропуск

Слайд 11После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст.

Таким образом вырабатывается техника самопроверки.

Младший школьник часто путает литературный язык с местным диалектом. Задача учителя заключается в умении анализировать с детьми читаемые и пересказываемые тексты. Задача родителей- следить за своей речью, исключая из лексикона неправильные слова.

Устную и письменную речь можно обогатить путем постоянного чтения художественной литературы.

Необходимо научить ребенка пользоваться синонимами, выбирая наиболее точные и подходящие слова.

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Дома родителям желательно научить ребенка пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст. Таким образом вырабатывается техника самопроверки. Младший

Слайд 12Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме

прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или сочинение и т.д.

С первого класса необходимо знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом.

Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, т.к. его самостоятельная монологическая речь еще не развита.

Необходимо научить школьника правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Словарно- орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений

Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это

Слайд 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее

развития. - М., Просвещение, 1975
Речевые уроки. Кн. Для учителя нач. классов/
Ладыженская Р.И.и др.- М.: Просвещение, 1995
Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач. классов
на уроках русского языка.- М,: Просвещение, 1984
Большая Российская энциклопедия: в 30 томах. Т.7.-
М.: БРЭ, 2007
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.- М.:
Просвещение, 1979


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛьвов М.Р. Речь младших школьников и пути ее

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть