Презентация, доклад Речевое развитие детей дошкольного возраста

Содержание

Главной потребностью и функцией человека является для нас речь. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно без оценки речевого развития судить о начале развития личности ребенка. Речь имеет большое значение

Слайд 1Березовское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №18»
Тема
Речевое развитие детей

дошкольного возраста








Автор: Воспитатель Алексеева Елена Борисовна

Березовское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №18»Тема Речевое развитие детей дошкольного возрастаАвтор: Воспитатель Алексеева Елена

Слайд 2Главной потребностью и функцией человека является для нас речь. Через общение

человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно без оценки речевого развития судить о начале развития личности ребенка. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка. Формирование как личности связано с развитием ребенка,чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребенком. Проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой. А речь педагога должна быть примером для подражания.

Актуальность выбора темы.

Главной потребностью и функцией человека является для нас речь. Через общение человека с другими людьми мы реализуем

Слайд 3цель
Основная цель-обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания,

самовыражения ребенка , становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
цельОсновная цель-обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребенка , становления разных видов

Слайд 4Задачи
Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
Формирование навыков владения

языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения- диалога и монолога.
Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
ЗадачиФормирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции –

Слайд 5 Основные направления по развитию речи дошкольников
Развитие словаря.
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование грамматического

строя речи.
Развитие связной речи.
Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи.

Основные направления по развитию речи дошкольниковРазвитие словаря.Воспитание звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Развитие связной

Слайд 6Развитие словаря
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово

является важнейшей единицей языка.
Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними.
Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Развитие словаряОвладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка.Слова обозначают предметы

Слайд 7Воспитание звуковой культуры речи
Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе

которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка
Воспитание орфоэпической правильной речи.
Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация.
Обучение правильному звукопроизношению
Воспитание звуковой культуры речиДанное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических

Слайд 8Формирование грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны

речи ( изменение слов по родам, числам, падежам)
Освоение разных типов словосочетаний и предложений)
Формирование грамматического строя речиФормирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи ( изменение слов по родам,

Слайд 9Развитие связной речи
Развитие связной речи включает развитие диалогической(разговорной) и монологической речи.
Важно

учить ребенка вести диалог. Развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь.
Пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать строить самостоятельные высказывания разных типов.
Развитие связной речиРазвитие связной речи включает развитие диалогической(разговорной) и монологической речи.Важно учить ребенка вести диалог. Развивать умение

Слайд 10 Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи

Обеспечивает подготовку детей к обучению

грамоте, чтению и письму.

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речиОбеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и

Слайд 11Дети 3-4 лет
Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредсвом

поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и т.д)
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом.
Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов.
Учить понимать обобщающие слова (фрукты, овощи и т.д)называть части суток (утро, день, вечер, ночь)
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Учить употреблять в речи имена существительные в форе единственного и множественного числа.
Развивать диалогическую форму речи. Обучать вести диалог с педагогом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
Дети 3-4 летПомогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредсвом поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и

Слайд 12К концу года дети 3-4лет могут
Рассматривать сюжетные картинки
Отвечать на разнообразные вопросы

взрослого, касающиеся ближайшего окружения
Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
К концу года дети 3-4лет могутРассматривать сюжетные картинкиОтвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окруженияИспользовать все части

Слайд 13Дети 4-5 лет
Способствовать развитию любознательности.
Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять

представления о предметах, явлениях, событиях.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить детей определять место положения предмета(слева, справа, рядом.ю около, между), время суток.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, развивать артикуляционный аппарат.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Совершенствовать диалогическую речь.
Учить рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.


Дети 4-5 летСпособствовать развитию любознательности. Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях. Активизировать

Слайд 14К концу года дети 4-5лет могут
Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый,

печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами(сахарница-сухарница)
Выделять первый звук в слове.
Рассказывать о содержании сюжетной картины.
С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
К концу года дети 4-5лет могутУпотреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические

Слайд 15Дети 5-6 лет
Продолжать развивать речь как средство общения.
Расширять представления детей

о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями..
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному(белый – снег, сахар, мел), с противоположным значением(слабый – сильный)
Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок-медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал, выбежал, перебежал).
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Развивать монологическую форму речи
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
Дети 5-6 летПродолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.Поощрять попытки ребенка

Слайд 16К концу года дети 5-6лет могут
Участвовать в беседе.
Аргументировано и доброжелательно оценивать

ответ, высказывание сверстника.
Составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
Подбирать к существительному несколько прилагательных.
Заменять слово другим словом со сходным значением.
К концу года дети 5-6лет могутУчаствовать в беседе.Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу

Слайд 17Дети 6-7 лет
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с

целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что и т.д)
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. Воспитывать культуру речевого общения.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми словами (са-ша, ма-ли-на) на части. Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Упражнять в составлении предложений.
Дети 6-7 летПриучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.Совершенствовать речь как

Слайд 18К концу года дети 6-7лет могут
Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
К концу года дети 6-7лет могутПересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. Составлять по плану и образцу рассказы

Слайд 19Дидактические игры способствующие развитию речи
Содержат два начала:
Учебное (познавательное)
Игровое (занимательное)
Развитие речи через

дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса.
Дидактические игры способствующие развитию речиСодержат два начала:Учебное (познавательное)Игровое (занимательное)Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения

Слайд 20Основная задача
Развитие речи через дидактические игры за счет увеличения объема накопленных

знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активизировать и научить грамотно его использовать.
Основная задачаРазвитие речи через дидактические игры за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить

Слайд 21Дидактические игры 3-4 года
«Солнце или дождик»
Цель: Учить детей выполнять действия согласно

различному звучанию бубна. Воспитание у детей переключать слуховое внимание.
Ход игры: Взрослый говорит детям сейчас мы с вами будем гулять. Дождя нет. Погода солнечная можно собирать цветы, а я буду звенеть в бубен. Если начнется дождь я буду стучать в бубен, услышав стук вы должны спрятаться в домике.
«Громко – Тихо»
Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить, то тихо, то громко. Воспитание умения менять силу голоса.
Ход игры: взрослый показывает две машинки и говорит «когда едет большая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ГРОМКО. «когда едет маленькая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ТИХО. Дети произносят то тихо, то громко «би-би-би».

Дидактические игры 3-4 года«Солнце или дождик»Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей

Слайд 22Дидактические игры 3-4 года
«Магазин»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход

игры: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если говорить как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки. Ду-ду, мяу-мяу, би-би и тд.
«Кто в домике живет»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением собаки и спрашивает, кто это? как лает собака «АВ АВ» (громко). Показывает картинку с изображением щенка и спрашивает, кто это? Щенок . Как лает щенок (тихо). Пошли зверюшки домой картинка с изображением конуры. Кто в этом домике живет «АВ-АВ» произносится громко (дети отвечают) собака . Затем произноситься тихо «АВ-АВ» кто в этом домике живет щенок и т.д

Дидактические игры 3-4 года«Магазин»Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.Ход игры: Воспитатель предлагает пойти в магазин

Слайд 23Дидактические игры 4-5 лет
«Доскажи слово»
Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова, развивать

слуховое внимание.
Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить слово.
Ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у мальчика шары,
Ар-ар-ар – кипит наш самовар и т.д.
«Какое время года»
Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Развивать слуховое внимание быстроту мышления.
Ход игры: дети сидят на стульчиках воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или задает загадку о разных временах года.

Дидактические игры 4-5 лет«Доскажи слово»Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова, развивать слуховое внимание.Ход игры: воспитатель произносит фразу,

Слайд 24Дидактические игры 4-5 лет
«Какая, какой, какое?»
Цель: Учить детей подбирать определения соответствующие

данному примеру, явлению. Активизировать усвоенные раннее слова.
Ход игры: воспитатель называет слова, а играющие по очереди называют как можно больше признаков соответствующих данному предмету.
Мама – добрая, ласковая, нежная и т.д.
Дерево – большое, зеленое, ветвистое и т.д.
Апельсин – яркий, оранжевый, сладкий и. д.
«Где что можно делать»
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: воспитатель задает вопросы дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? Что можно делать в магазине? Что можно делать на реке? И т.д.
Дидактические игры 4-5 лет«Какая, какой, какое?»Цель: Учить детей подбирать определения соответствующие данному примеру, явлению. Активизировать усвоенные раннее

Слайд 25Дидактические игры 5-6 лет
«Подбери пару»
Цель: Учить детей подбирать карточки с изображением

одинаковых фруктов активизировать в речи детей соответствующие понятия.
Ход игры: У детей карточки с изображением фруктов. На столе разложены карточки в разном порядке. Дети находят карточку с изображением своего фрукта и прикладывают к своей карточке.
«Вчера», «Сегодня», «Завтра».
Цель: Формировать у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра».
Ход игры: воспитатель задает детям вопросы. Когда мы пришли в детский сад? Дети отвечают сегодня. Когда у нас был дождик? Дети отвечают вчера и т.д.


Дидактические игры 5-6 лет«Подбери пару»Цель: Учить детей подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов активизировать в речи детей

Слайд 26Дидактические игры 5-6 лет
«Какое небо»
Цель:Учить детей составлять его описание, отвечая на

вопросы воспитателя подбирать относительные прилагательные
Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
«Зоологическое лото»
Цель: Уточнить названия животных и их детенышей, учить правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.

Дидактические игры 5-6 лет«Какое небо»Цель:Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя подбирать относительные прилагательныеХод игры:

Слайд 27Дидактические игры 6-7лет
«Составьте предложения»
Цель: Развивать умения составлять предложения из данных слов

и употреблять существительные во множественном числе.
Ход игры: Предложить ребенку из набора слов составить предложения. Берег, дом, белый. На берегу реки стоит дом с белой крышей.
«Противоположности»
Цель: Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу
Ход игры: Предложить ребенку поочередно придумывать пары слов противоположностей (огонь-вода, умный – глупый и т.д). За каждый правильный ответ дается фишка. Побеждает тот у кого больше фишек.


Дидактические игры 6-7лет«Составьте предложения»Цель: Развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.Ход

Слайд 28«Один – одна – одно»
Цель: Научить различать род имен существительных
Ход игры:

В коробке лежат перемешанные картинки мужского рода, среднего рода, женского рода. Дети берут по одной картинке и называют их. Например педагог задает вопрос «Сколько?» ребенок отвечает «Один карандаш». «Одна сумка», одно яблоко».
«А ты, что любишь?»
Цель: учить спрягать глаголы.
Ход игры: На столе предметные картинки на любую тему. Ребенок выбирает картинку показывает ее и говорит другому ребенку, «Я люблю вишню». А ты, что любишь? Другой ребенок берет картинку и отвечает «Я люблю яблоко» и т.д.

Дидактические игры 6-7лет

«Один – одна – одно»Цель: Научить различать род имен существительныхХод игры: В коробке лежат перемешанные картинки мужского

Слайд 29Список литературы
Основная образовательная ПРОГРАММА дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под

редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика синтез, Москва 2011г
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика синтез, Москва 2009г
О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет. Творческий Центр Сфера 2017год
Н.С.Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Мозаика синтез, Москва 2012г
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г
М.Д.Махнева. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5лет. ТЦ Сфера 2007г
И.А.Лыкова. Дидактические игры и занятия. М. Карапуз. Сфера 2009.
Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.Детство – пресс 2010г.






















Список литературыОсновная образовательная ПРОГРАММА дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика синтез,

Слайд 30Спасибо
За
Внимание!!!!!!

Спасибо ЗаВнимание!!!!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть