Слайд 1Организация развивающего обучения
в ДОУ
Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад» №35
Стасевич Е.В.
Слайд 2Развитие
это процесс физического и психического изменения индивида во времени,
предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Слайд 3Развивающее обучение
Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским при изучении
соотношения обучения и развития.
Выготский считал, что существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.
Л.С. Выготский
Слайд 5«...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее
они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой»
Л.С. Выготский
Л.С. Выготский выделил в процессе психического и умственного развития ребенка два уровня:
✓ зона актуального развития;
✓ зона ближайшего развития.
Слайд 6Последователи Л.С. Выготского
А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию
деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие.
А.Н. Леонтьев
П.Я. Гальперин
Слайд 7Реализация развивающего обучения в была предпринята Л.В. Занковым, в дальнейшем Д.Б.
Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Л.В. Занков
Д.Б. Эльконин
В.В. Давыдов
Слайд 8Развивающее обучение – это
новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий
на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Слайд 9Цели развивающего обучения
формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого
раннего возраста;
передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия;
воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
Слайд 10Структура развивающего обучения
В структуру развивающего обучения заложена цепь усложняющихся задач, которые
вызывают у детей потребность в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, создании новой схемы решения, новых способов действия
Слайд 11Принципы развивающего обучения (В. П.Зинченко)
Принцип творческого характера развития.
Принцип совместной деятельности и общения .
Принцип ведущей
деятельности.
Принцип определения зоны ближайшего развития.
Принцип учета сензитивных периодов развития.
Принцип амплификации (расширения) детского развития.
Принцип единства аффекта и интеллекта .
Слайд 12Условия, необходимые для развития интеллектуальных способностей дошкольников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов):
Развитию
образовательной активности способствует вовлечение детей в решение проблемных ситуаций.
Интеллектуальные и практические действия должны быть разнообразными.
Следует постоянно менять форму вопросов и заданий.
Содержание заданий должно быть трудным, но посильным.
Чем больше материал связан с личным опытом, тем лучше.
Особое внимание следует уделять эмоциональности и заинтересованности самого педагога.
Слайд 13Показатели активной мыслительной деятельности (Т.И. Бабаева):
Наличие интереса к учебной задаче и
к процессу ее решения.
Проявление самостоятельности в процессе поиска решения, произведение при этом разнообразных мыслительных операций (анализ, сравнение, группировка).
Возникновение вопросов по содержанию рассматриваемой темы.
Критическое отношение к своей деятельности, деятельности сверстников, исправление ошибок.
Выдвижение новой поисковой задачи.
Способность достаточно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельное применение найденного способа в практической деятельности.
Слайд 14Технологи развивающего обучения в ДОУ
Программа ТРИЗ.
Монтессори-педагогика.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технологии развивающего
обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Слайд 15деятельностный подход в образовании
"Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и
др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка
Слайд 16Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная
художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг.
Познавательно-исследовательская Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование.
Коммуникативная Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.
Трудовая Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия
Слайд 17Современные подходы к организации развивающего обучения в ДОУ
Двигательная. Подвижные игры
с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес.
Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи.
Слайд 18Методы и приемы развивающего обучения
Проблемное изложение (проблематизация) знаний
Учебная задача (проблемная ситуация)
Моделирование
Учебная
модель.
Слайд 19Проблемы развивающего обучения в ДОУ
Слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего
обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
Среда чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Педагог обустраивает помещение забывая, что представления взрослого об удобствах, комфорте и уюте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.
Не всегда учитываются особенности детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонность, личностные способности и т.д.
Оснащение носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
Ребенок малоактивен и несамостоятелен во взаимодействии со взрослым и развивающей средой.
Слайд 20Литература
Давыдов В.В. Теория развивающего о6учения. — М., 1996
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика:
учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. «Сфера», - 2000г.
http://methodological_terms.academic.ru
http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-1.shtml