Слайд 3 Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет
активизировать работу учащихся
пробуждает интерес к изучению математики
способствует развитию познавательного интереса
формирует интеллектуальные умения
улучшает весь педагогический процесс и повышает его эффективность
Слайд 5 Назовите значение этих выражений в порядке возрастания. (Для развития математической
речи читать их по разному.)
3х8 3х9
3х6 3х7
3х5 3х2
Слайд 6
Вычислите произведения. Наберите число 20 в виде суммы произведений, данных на
таблице:
1х7 4х4
3х3 3х8
2х2 2х5
2х4 2х1
Слайд 7
Выполните действия устно, а в тетрадь запишите те выражения, значения которых
делятся на 8.
100-76 91-59
80-17 100-36
28+28 53-37
32-17 44+46
Слайд 9
Решение круговых примеров
41-33 54+17
63:7 9х6
72-9 8х9
71-15 7+34
56:8
Слайд 10 Вычислите и найдите ответ на доске:
88 : 44 + 66 :
2
94 : 2 – 46 : 23
96 : 24 + 95 : 19
Ответы: 27, 9, 90, 19, 35, 52, 83, 45
Слайд 11 Выберите выражения, значения которых равны
80:20+20х2
84-12+48:6
95-10+5
5+90:6х5
Слайд 12 Из всех схем выражений выберите те, в которых умножение надо выполнять
вторым действием:
а) + х
б) х +( + )
в) + х +
г) +( - )х
д) : х :
е) : ( + )х
ж) : + х
Слайд 13 Из всех выражений выпишите и найдите значения тех
выражений, в которых сложение надо выполнить:
а) первым, б) вторым, в) третьим действием
4х17+3 90-52+18 70-(10+15)х2
37+26-16 15+45:(15-12) 24+6х3
(30+70):25х2 40+60:5х2
Слайд 14
Сравни выражения и порядок выполнения действий в них. Вычисли значение
каждого выражения.
12+48:4х3
(12+48):4х3
12+48:(4х3)
Слайд 15 Расставьте в выражениях скобки несколькими способами и вычислите
значения получившихся выражений:
76-27-12+6
78-18:3х2
Например:
76-(27-12)+6=67 (78-18):3х2=40
76-27-(12+6)=31 78-18:(3х2)=75
78-(18:3)х2=66
(78-18):(3х2)=10
Слайд 16
Поставьте скобки в выражениях так, чтобы оно имело указанное значение:
16:4:2=8
24-16:4:2=1
24-16:4:2=16
Слайд 17
Расставьте знаки арифметических действий (можно и скобки), чтобы получились различные выражения,
и вычислите их значения:
48 12 44
Слайд 18Приемы рациональных вычислений.
Округление
а)37+49=37+50-1=86
б)198+299=200-2+300-1=500-3=497
а) 506-198=506-200+2=306+2=308
б) 506-208=506-200-8=306-8=298
а)102-36=100+2-36=(100-36)+2=64+2=66
б)402-156=400+2-156=(400-156)+2=244+2=246
а)199х4=(200-1)х4=200х4-1х4=800-4=796
Слайд 19 Умножение на 5 (50, 500). Чтобы умножить число на 5 (50,
500), достаточно умножить его на 10 (100, 1 000) и результат разделить на 2.
а) 27х5=27х10:2=270:2=135
б) 27х50=27х100:2=2700:2=1350
в) 27х500=27х1000:2=13500
г) 68х5=(34х2)х5=34х(2х5)=34х10= 340
д) 68х50=34х100=3400
Слайд 20 Деление на 5 (50, 500).Чтобы разделить число на 5(50,500) достаточно умножить
его на 2 и результат разделить на 10(100, 1000)
а) 165:5=(165х2):10=330:10=33
б) 1650:50=(1650х2):100=3300:100=33
в) 16500:500=(16500х2):1000=33000:1000=33
Слайд 21 Умножение на 9 (99, 999). Чтобы умножить число на 9 (99,
999), достаточно увеличить его в 10 (100, 1 000) раз и из полученного результата вычесть само число.
а) 57 х 9 = 57 х 10 - 57 = 570 - 57 = 513;
б) 57 х 99 = 57 х 100 - 57 = 5700 - 57 = 5643
в) 57 х 999 = 57 х 1000 - 57 = 57000 - 57 = 56943
Слайд 22 Умножение на 11 (101, 1001). Чтобы умножить число на 11 (101,
1001), достаточно увеличить его в 10,100,1000 раз и к полученному результату прибавить это число.
а) 67 х11 = 67 х 10 + 67 = 670 + 67 = 737
б) 67х 101 =67 х 100 + 67 = 6700 + 67 =6 767
в) 67 х1001 = 67 х 1000 + 67 = 67000 + 67 = 67067
Слайд 23
Умножение четного числа на 15 (25, 35, 45). Чтобы умножить четное
число на 15 (25, 35, 45), достаточно его разделить на два и частное умножить на 30 (50, 70, 90).
а) 26 х 15 = (26 : 2) х (15 х 2) = 13 х 30 =390
б) 26 х 25 = (26 : 2) х (25 х 2) = 13 х 50 =650
в) 26 х 35 = (26 : 2) х (35 х 2) = 13 х 70 =910
г) 26 х 45 = (26 : 2) х (45 х 2) = 13 х 90 =1170
Слайд 24
Умножение на 25 (250, 2500). Чтобы умножить число на 25,250, 2500),
достаточно умножить его на 100, 1 000, 10 000) и результат разделить на 4.
а) 28х25=28х100:4=700
б) 28х250=28х1000:4=7000
в) 28х2500=28х10 000:4=70 000
г) 24х25=6х100=600
д) 36х250=9х1000=9000
Слайд 25 Если два числа имеют равное число десятков, а сумма числа их
разрядных единиц = 10, то произведение находят так: к произведению числа десятков одного из них и на единицу большего числа другого, умноженного на 100, прибавляют произведение единиц.
35х35=3х(3+1)х100+5х5=1200+55=1255
61х69 = 6х(6+1)х100+1х9 = 4200+9 = 4209
243х247 = 24х25х100+3х7=60000+21 = 60021
Слайд 26
Изложенные выше приемы прививают учащимся интерес к устным вычислениям, делают более
интересным и полезным урок, способствуют формированию прочных, устойчивых вычислительных навыков.