1. Что такое воображение
2. Виды воображения
3. психологические механизмы воображения
4. функции воображения
5. Способы Развития воображения у младших школьников
Воображение
Презентация Развитие воображения младших школьников, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 24 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
1. Что такое воображение
2. Виды воображения
3. психологические механизмы воображения
4. функции воображения
5. Способы Развития воображения у младших школьников
Воображение
В психологии существуют разные определения этого термина
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта (Психологический словарь)
ВООБРАЖЕНИЕ — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы (И.В. Дубровина «Психология»)
ВООБРАЖЕНИЕ – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью
(Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.)
Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, в до сих пор не встречавшиеся комбинации
Виды воображения
По степени волевых усилий
По степени активности
Воссоздающее
Творческое
Мечта
Грёзы
Сон
Галлюцинации
Преднамеренное
Непреднамеренное
Пассивное
Активное
Способы (приёмы) создания образов воображения
Агглютинация
Гиперболизация
Схематизация
Типизация
Акцентирование
Агглютинация «Склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (грифон, кентавр, Змей-Горыныч)
Гиперболизация
Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик
Схематизация
В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства (любой схематический рисунок)
Типизация
Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.
Акцентирование (заострение)
Подчеркивание отдельных частей предмета или отдельных признаков, приводящий к изменению пропорций: шарж, карикатура. (Умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий)
Функции воображения (по теории Р.С.Немова)
1. Представление действительности в образах
2. Регулирование эмоциональных состояний
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека
4. Формирование внутреннего плана действий
5. Планирование и программирование деятельности человека
В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к 3 классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. Это благоприятный возраст для развития творческого воображения
Способы развития воображения у младших школьников:
Ролевые и дидактические игры
Чтение художественной литературы
Проектная деятельность
Участие в различных конкурсах
Сочинение сказок, стихов, рисование, лепка, оригами.
Выполнение специальных упражнений: «На что похоже?», «Дорисуй», «Словесное рисование», «Творческие пересказы», «Доскажи сказку», «Коллажи».
Внеурочная и кружковая работа
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Как называют самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности?
Акцентирование – это…
А) способ создания нового образа путем соединения разных объектов или свойств
Б) подчеркивание тех или иных черт
В) преувеличение или приуменьшение
Список использованной литературы:
Дубровина И.В. Психология: учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений/И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. – 4-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 336 с.
Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с
Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/ сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. -448 с.
Психологический словарь.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть