Слайд 1
1. Что такое воображение
2. Виды воображения
3. психологические механизмы воображения
4. функции воображения
5.
Способы Развития воображения у младших школьников
Воображение
Слайд 2
В психологии существуют разные определения этого термина
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination)
— универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта (Психологический словарь)
Слайд 3ВООБРАЖЕНИЕ — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов,
на основе которых возникают новые действия и предметы (И.В. Дубровина «Психология»)
Слайд 4ВООБРАЖЕНИЕ – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных
психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью
(Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.)
Слайд 5Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует
свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире
Слайд 6Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
Воображение
– познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, в до сих пор не встречавшиеся комбинации
Слайд 7Виды воображения
По степени волевых усилий
По степени активности
Воссоздающее
Творческое
Мечта
Грёзы
Сон
Галлюцинации
Преднамеренное
Непреднамеренное
Пассивное
Активное
Слайд 8Способы (приёмы) создания образов воображения
Агглютинация
Гиперболизация
Схематизация
Типизация
Акцентирование
Слайд 9Агглютинация «Склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить
классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (грифон, кентавр, Змей-Горыныч)
Слайд 10Гиперболизация
Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером
могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик
Слайд 11Схематизация
В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются
основные черты сходства (любой схематический рисунок)
Слайд 12Типизация
Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе.
Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.
Слайд 13Акцентирование (заострение)
Подчеркивание отдельных частей предмета или отдельных признаков, приводящий к изменению
пропорций: шарж, карикатура. (Умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий)
Слайд 14Функции воображения (по теории Р.С.Немова)
1. Представление действительности в образах
2. Регулирование эмоциональных
состояний
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека
4. Формирование внутреннего плана действий
5. Планирование и программирование деятельности человека
Слайд 15В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под
влиянием обучения уже к 3 классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. Это благоприятный возраст для развития творческого воображения
Слайд 16Способы развития воображения у младших школьников:
Ролевые и дидактические игры
Чтение художественной
литературы
Проектная деятельность
Участие в различных конкурсах
Сочинение сказок, стихов, рисование, лепка, оригами.
Выполнение специальных упражнений: «На что похоже?», «Дорисуй», «Словесное рисование», «Творческие пересказы», «Доскажи сказку», «Коллажи».
Внеурочная и кружковая работа
Слайд 19Найдите способы создания образов воображения
Слайд 20ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Как называют самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных
продуктах деятельности?
Слайд 21Выберите пример агглютинации:
А) Минотавр
Б) Шарж
В) Карлик Нос
Слайд 22Акцентирование – это…
А) способ создания нового образа путем соединения разных объектов
или свойств
Б) подчеркивание тех или иных черт
В) преувеличение или приуменьшение
Слайд 23Список использованной литературы:
Дубровина И.В. Психология: учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений/И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под
ред. И.В.Дубровиной. – 4-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 336 с.
Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с
Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/ сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. -448 с.
Психологический словарь.