Презентация, доклад Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач.

Содержание

Решение логических задач вызывает большой интерес у младших школьников.

Слайд 1Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения

логических задач.

Подготовила: учитель начальных классов Сильченкова С. С.

Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе  решения

Слайд 2Решение логических задач вызывает большой интерес у младших школьников.

Однако большинство учителей начальных классов и даже учителей математики испытывают трудности, которые связаны с организацией деятельности учащихся в процессе их решения. При этом многие педагоги убеждены, что логические задачи доступны лишь ученикам, проявляющим способности к изучению математики, так как их включают в олимпиады, а в учебниках они отмечены звездочкой или включены в рубрику «Для смекалистых».
Решение логических задач вызывает большой интерес у младших школьников.

Слайд 3Действительно, разработка методики обучения решению логических задач - дело непростое, так

как многие из них являются и эвристическими, т.е. имеют уникальный способ решения, не типичный для других задач. Однако ориентация на общий способ деятельности и вооружение учащихся различными способами моделирования процесса решения логических задач позволяет использовать логические задачи для формирования личностных, познавательных, рефлексивных УУД.
Действительно, разработка методики обучения решению логических задач - дело непростое, так как многие из них являются и

Слайд 4В процессе решения логических задач формируются следующие универсальные учебные действия:
Познавательные УУД


— осуществлять поиск нужной информации; — использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма); — понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме; — выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.; — пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
— выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность.
В процессе решения логических задач формируются следующие универсальные учебные действия:Познавательные УУД — осуществлять поиск нужной информации; —

Слайд 52. Коммуникативные УУД
— использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; —

строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; — участвовать в диалоге; слушать и понимать других; — участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; — взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе ; — принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
2. Коммуникативные УУД— использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; — строить речевое высказывание в устной

Слайд 63.Регулятивные УУД
— понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её

в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;  — составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; — соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; — сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи; — выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; — в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

3.Регулятивные УУД— понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной

Слайд 7Личностные УУД
— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности; — основы

мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний; — стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; — элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).
Личностные УУД— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности; — основы мотивации учебной деятельности и личностного

Слайд 8При решении логических задач можно выделить следующие наиболее универсальные модели процесса

рассуждений: • моделирование на отрезках; • текстовые цепочки умозаключений; • таблицы; • графы; • блок схемы. Рассмотрим возможности использования этих моделей на примере решения конкретных логических задач.
При решении логических задач можно выделить следующие наиболее универсальные модели процесса рассуждений:

Слайд 9Моделирование на отрезках

Моделирование на отрезках

Слайд 11Моделирование условия логической задачи на отрезках позволяет большинству учащихся самостоятельно справиться

с решением логических задач уже в I классе. При анализе ситуаций, описанных в логических задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Моделирование условия логической задачи на отрезках позволяет большинству учащихся самостоятельно справиться с решением логических задач уже в

Слайд 12На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно

следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих логических задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью.
На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно следственных связей, построение логической цепочки рассуждений,

Слайд 13Текстовые цепочки умозаключений

Текстовые цепочки умозаключений

Слайд 14Для приобретения опыта построения текстовых цепочек умозаключений целесообразно использовать задания на

восстановление готовых рассуждений с пробелами. Такие задания не только помогают ученикам решить задачу, но и знакомят их с решением логических задач методом рассуждений. При этом школьникам дается структура рассуждений, а все выводы они делают самостоятельно.
Для приобретения опыта построения текстовых цепочек умозаключений целесообразно использовать задания на восстановление готовых рассуждений с пробелами.

Слайд 16Решение этой же задачи полезно оформить и в виде таблицы.

Таблица представляет собой только наглядную форму систематизации данных, а способ решения логической задачи остается прежним — метод рассуждений. Обучающая ценность заполнения таблицы связана с установлением зависимостей между совокупностями.
Решение этой же задачи полезно оформить и в виде таблицы.

Слайд 18Именно через решение логических задач можно естественным образом формировать элементы информационной

культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок - схем и других моделей. На более поздних этапах в качестве наглядной модели можно использовать блок - схему.
Именно через решение логических задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки

Слайд 19Блок - схемы

Блок - схемы

Слайд 22Логические задачи «на переправы»

Логические задачи «на переправы»

Слайд 23С логическими задачами «на переправы» дети учатся
строить модель процесса переправы.
Действиями в

таких задачах являются перевозки, поэтому запись решения этих задач выполняется в виде таблицы. В центральном столбце указывают переправляющихся, а в первом и последнем столбцах таблицы записывают тех, кто в момент переправы находится на одном и на другом берегу. При этом важно помнить, что в одной строке каждый участник переправы записывается только один раз: либо в центральном столбце, либо в первом столбце, либо в последнем. Ошибки оформления записи решения обычно связаны с тем, что дети забывают кого-то записать или записывают одного и того же героя дважды.
Задачи на переправы обычно имеют несколько решений. Поэтому полезно рассмотреть, по крайней мере, два способа решения, сравнить их и выделить отличия.
С логическими задачами «на переправы» дети учатсястроить модель процесса переправы.Действиями в таких задачах являются перевозки, поэтому

Слайд 27Задачи

«на переливание»
Задачи            «на переливание»

Слайд 28Задачи «на переливание» это логические задачи, в которых требуется отмерить заданное

количество жидкости с помощью двух или более пустых сосудов.
Задачи «на переливание» это логические задачи, в которых требуется отмерить заданное количество жидкости с помощью двух или

Слайд 31Задачи на составление вопросов

(про честных и лжецов)
Задачи на составление вопросов

Слайд 33Задачи

на выдвижение и проверку гипотез
Задачи

Слайд 34Логические задачи, решаемые на основе выдвижения и проверки гипотез, развивают умения

и навыки исследовательской деятельности учащихся, которая предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования:
1) постановка проблемы,
2) изучение поставленной проблемы,
3) выдвижение гипотез исследования,
4) проверка гипотез (подтверждение или опровержение гипотез),
5) получение собственных выводов,
6) анализ полученных выводов и обобщение.
Логические задачи, решаемые на основе выдвижения и проверки гипотез, развивают умения и навыки исследовательской деятельности учащихся, которая

Слайд 38Решение исследовательской логической задачи удобно оформлять в таблице, которая может заполняться

по плану:
1) Прочитать внимательно логическую задачу.
2) Подчеркнуть в тексте все высказывания.
3) Записать кратко каждое высказывание в таблицу (вертикальный столбец).
4) Записать все предположения (гипотезы) в таблицу (горизонтальная строка).
5) Подсчитать количество истинных высказываний в каждом столбце таблицы.
6) Сделать вывод.
Решение исследовательской логической задачи удобно оформлять в таблице, которая может заполняться по плану:1) Прочитать внимательно логическую задачу.2)

Слайд 39Вывод: решение логических задач формирует умение работать с информацией,

младшие школьники научатся основам логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, наглядного представления данных процессов. Выполняя задания, ученики научатся действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие из них, исследовать, работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Задания направлены на формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Вывод:  решение логических задач  формирует умение работать с информацией, младшие школьники  научатся основам логического

Слайд 43Список используемой литературы:
1.Истомина Н. Б. Учимся решать логические задачи. Математика

и информатика. Тетрадь для 1 – 2 классов общеобразовательных организаций / Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова - 7 издание. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. 2. Истомина Н. Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. Тетрадь для 3-4 классов общеобразовательных организаций / Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова .- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Список используемой литературы: 1.Истомина Н. Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. Тетрадь для 1 –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть