Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра дошкольного
образования и педагогики
Факультет психологии и педагогического образования
Сунко Татьяна Александровна
Развитие творческих способностей детей предшкольного возраста в процессе работы с бросовым материалом
Выпускная квалификационная работа
на соискание степени «бакалавр» по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль подготовки «Дошкольное образование»
Научный руководитель:
Э.Р. Зарединова, к.п.н., доцент
каф. дошкольного образования и педагогики
Симферополь, 2019 г.
Слайд 2Особое значение в формировании личности дошкольника отводится творческим способностям. Ребенок, который
не просто усвоил программу детского сада, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество. Творческие способности человека выражаются в его умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное.
Слайд 3Цель работы: теоретическое изучение особенностей развития творческих способностей детей предшкольного возраста
в процессе работы с бросовым материалом. Диагностика уровней развития творческих способностей детей предшкольного возраста в процессе работы с бросовым материалом.
Задачи исследования:
проанализировать теоретические источники по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
изучить методические аспекты развития творческих способностей детей предшкольного возраста в процессе работы с бросовым материалом;
выявить критерии и уровни развития творческих способностей детей предшкольного возраста в процессе работы с бросовым материалом.
Объект исследования: Развитие творческих способностей детей предшкольного возраста.
Предмет исследования: Развитие творческих способностей детей предшкольного возраста в процессе работы с бросовым материалом.
Слайд 4Развитие исследований по проблеме творческих способностей в отечественной психологии происходило в
русле разработки концепции одарённости - Б.Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Н. Веракса, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Ф. Лазурский, С.П. Ломов, В. Лоунфельд, А.А. Мелик-Пашаев, В.Д. Мясищев, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова, Д.Н. Узнадзе, Б.Ф. Фомов, Г.Я. Шпикалова и др.
Проблема творчества и творческих способностей рассматривалась в работах и таких российских психологов и педагогов как Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.И. Дружинина, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, В.В. Позднякова, а также в работах зарубежных психологов, среди которых D. Wechsler, J. Guilford, R. Sternberg, H. Eysenck, А. Тanenbaum.
Изучением творческих способностей детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и ученые, как О.М. Дьяченко, Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина и другие.
Исследованиями по проблеме развития детских изобразительных творческих способностей в отечественной науке занимались искусствоведы – А.В. Бакушинский; психологи – Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко Б.М.Теплов; педагоги – Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, В.А. Езикеева и другие.
Слайд 5Большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его
потенциал Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, А.И. Савенков и другие.
Е.А. Дубровская дала следующую трактовку – творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.
По мнению исследователя Н.Н. Поддъякова, творчество можно классифицировать по нескольким признакам, в соответствии с которыми автором определяются несколько кругов творчества.
Слайд 6Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых - Г.В. Латунской,
В.С. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, позволил Т.С. Комаровой сформулировать следующее определение: «Под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.
Слайд 7Под понятием «творческая деятельность» мы понимаем деятельность человека, в результате которой
им создается нечто новое, оригинальное, которое приводит к новым знаниям о мире, отражает новое отношение к действительности.
В основе творческой деятельности лежат творческие способности.
Слайд 8По мнению С.Л. Рубинштейна способность − это «…сложное синтетическое образование, которое
включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности».
Давая определение способностей, Б.М. Теплов уточняет понимание развития творческих способностей и считает, что творческие способности имеют три признака:
1) под творческими способностями понимается индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) творческими способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3) понятие «творческие способности» не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Слайд 9художественно-творческие способности детей дошкольного возраста:
1) способность образного видения окружающего;
2) способность создавать
разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт;
3) способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа;
4) способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.
Слайд 10Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на
первое место. В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки не только уродуют облик пригородов, но и создают угрожающую экологическую обстановку. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год.
Слайд 11Бросовый материал – это пластиковые бутылки и использованные один (или даже
не один) раз коробки, это упаковки от шампуней, коробки от чая и печенья, отработанные автомобильные покрышки, одноразовые стаканчики, одноразовые ложки и тарелки, пластиковые соломинки, капсулы от киндер-сюрпризов, втулки от клейкой ленты и туалетной бумаги, пластиковые крышечки, железные банки от консервов, старые газеты, опилки, ... Перечислять можно бесконечно. Можно считать, что бросовый материал - это кладовая для развития детского творчества.
Слайд 12 две группы поделок из бросового материала:
1) создание поделок из бросового
материала;
2) аппликация из бросового материала.
Слайд 13Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» городского округа Судак,
РК. Всего в экспериментального было 39 детей седьмого года жизни. Группа № 1 – 20 детей, группа № 2 – 19 детей и четыре воспитателя.
Слайд 14Таблица 1 – Критерии оценки и показатели уровня художественного-творческого развития детей
предшкольного возраста.
Слайд 15Диагностический инструментарий исследования
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые
картинки
4. Сказочная птица
5. Выполнение сказочного персонажа «Лесовичок».
6. Выполнение игрушки «Лесное животное».
7. Выполнение игрушки на свободно выбранную тему.
8. Наблюдения.
Слайд 16
Рисунок 1 – Уровни у развития творческих способностей детей подготовительных групп
в процессе работы с бросовым материалом.