Слайд 1Организация работы
по развитию техники чтения
младших школьников
Из опыта работы
учителя начальных классов
МКОУ
СОШ №1
г.Острогожска
Шушковой В.Ю.
Слайд 2Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян.
Д.И.Менделеев
Слайд 3Навык чтения
Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов.
Понимание содержания, связанного с
прочитанными словами.
Оценка прочитанного.
Слайд 4Три группы упражнений
развивающие скорость чтения;
направленные на формирование правильного чтения;
направленные на формирование
умений понимать читаемый текст.
Слайд 5Качества, характеризующие
навык чтения
правильность
беглость
сознательность
выразительность
Слайд 6Правильность
определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Слайд 7Беглость -
это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется
количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Слайд 8Сознательность
чтения -
понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот
замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Слайд 9Выразительность -
это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль
произведения и свое собственное отношение к нему.
Слайд 10
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
Аналитический
Синтетический
Этап
автоматизации
Слайд 11Условия осуществления этапов
упражнения в чтении должны быть каждодневными;
отбор
текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
Слайд 12Условия осуществления этапов
учителем должна быть использована в работе целесообразная
система исправления допущенных при чтении ошибок;
специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Слайд 13Сформированный навык чтения включает в себя:
технику чтения (правильное и быстрое
восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой);
понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Слайд 14Наши достижения
сформированность навыка чтения вслух
Слайд 15Сформированность
навыка чтения про себя
Слайд 16Задания на формирование навыка чтения
Артикуляционная, дыхательная гимнастика.
Фонетическая, речевая зарядка.
Работа по таблицам
Шульте, развитие вертикального чтения, зрительный диктант, корректурная проба.
Работа с текстом, включающая различные виды чтения, упражнения на развитие осмысленности чтения.
Работа над каллиграфией, орфографией.
Ведение читательского дневника.
Слайд 17Артикуляционная
дыхательная гимнастика
а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох,
задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
Слайд 18
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом
ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
Слайд 19в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у
нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
Слайд 20г) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает
15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
Слайд 22Собери группу
ЦЕЛЬ:
привитие интереса к чтению;
знакомство с новыми словами;
развитие умений анализа и
синтеза;
обогащение знаний об окружающем мире
УСЛОВИЯ:
карандашом или ручкой ребята пишут название
группы, далее линией соединяют название и слово
Слайд 23Собери группу
Шахматы
Молоток
Черемуха
Береза
Шашки
Домино
Пила
Клещи
Осина
1 группа инструменты
2 группа
игры
3 группа деревья
Слайд 24Коврики из слов
ж б е р ё
з а з к э
и п о я г ш ж е л ь
з д у б р г н ъ ё ж
н ы у и ы р к я н а
ь ф а н т у ь б а с
л и п а ц ш и л о о
к г у е м а к о с с
т о п о л ь ю я т а