Слайд 1 «Учимся играя»
творческое объединение
МКОУ «Тегульдетская СОШ»
Учитель группы дошкольного образования
Баранова О.Ф.
2013г.
Слайд 2 Давно доказано, что ребенок не посещающий детские дошкольные учреждения
приходя в первый класс оказывается совершенно не готовым к школьной жизни, обычно такие дети испытывают трудности в адаптации и обучении. Зачастую у таких детей не развиты коммуникативные навыки, а отсюда трудности в общении с учителем и со сверстниками.
Для помощи таким детям в 2005 г. была создана программа "Предшкольная пора" , предназначенная для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ).
В последнее время все больше и больше детей приходят в группу предшкольной подготовки имея нарушения речи различной степени тяжести. И программа, нацеленная на норму развития не всегда может решить эту проблему.
Слайд 3 Всем известно, что правильная речь – одно из
важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
Слайд 4Игровая деятельность - особая сфера человеческой активности, в которой
личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления физических и духовных сил.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно через игру дети познают окружающий мир, усваивают основные нормы поведения. В развитии ребёнка огромную роль играют дидактические игры.
Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, а также широко используется как метод обучения в работе со словом. Игра – это универсальное средство воспитания и обучения дошкольников; это и игровой метод обучения, и самостоятельная детская деятельность и вообще средство всестороннего развития личности ребёнка.
Дети играя, не подозревают, что усваивают определённые знания, учатся культуре общения друг с другом и со взрослыми. Особую группу составляют дидактические игры для развития речи. Они направлены на расширение и активизацию словаря ребёнка, способствуют подготовке к обучению грамоте
Слайд 5 Дидактическая игра состоит из:
познавательного и воспитательного содержания,
игрового задания,
игровых действий,
игровых и организованных отношений
чётких правил
У ребенка в игре появляется познавательный интерес и через игру формируется произвольность всех психических процессов.
Дидактические игры приучают детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных ситуациях.
Слайд 6Значение дидактических игр для развития речи детей:
- пополняют и активизируют словарь
детей;
- развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли;
- учат составлять рассказы о предметах и явлениях;
- формируют правильное звукопроизношение
- упражняют детей в подборе слов (синонимов, антонимов и т.д.).
Слайд 7 «Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности,
заинтересуйте его»
Л. С. Выготский
Зная, как велико количество детей предшкольного возраста страдающих нарушениями речи; не имеющих при этом возможности заниматься со специалистами- логопедами; опираясь на психологические особенности детей данного возраста, мной была разработана программа кружковой деятельности «Учимся, играя» с целью помочь детям дошкольного возраста в повышении уровня их речевого развития.
Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. Программа реализует следующие направления :
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Слайд 8Целью программы «Учимся играя» является развитие связной речи у детей 5
– 6 лет в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов у детей через использование игровых и развивающих упражнений
Задачи:
формировать лексико-грамматический строй речи;
формировать навык построения связного высказывания;
формировать познавательную активность детей;
обучать навыкам эффективной коммуникации.
Слайд 9 Программа разбита на блоки:
Теоретическая часть (беседы, сообщения): времена года
(осень, зима, весна, лето), лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт. – 11 часов
Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, логоритмические упражнения, подвижные игры). – 85 часов.
Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования уровня развития основных речевых знаний и умений). – 3 часа.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Слайд 10 Несмотря на то, что основной
формой работы в теоретической части является беседа, но проводятся эти беседы не традиционно. Детей выводят из условий замкнутого пространства и понятие об обсуждаемой теме ребенок получает через ощущения, зрительное и слуховое восприятие.
Например: беседа о признаках весны. Дети выходят на улицу и следуя за рассказом учителя находят озвученные признаки вокруг себя: вот из-под снега пробилась первая травка, потрогайте ее, расскажите какая она; а вот бежит ручеек посмотрите какой он быстрый, давайте пустим кораблик в путешествие по весеннему ручейку и т.д.
Слайд 11 Логоритмика предполагает решение следующих задач :
- оздоровительных;
-
образовательных;
- воспитательных;
- коррекционных.
Синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.
Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка. У детей повышается координация движений, они становятся собраннее и внимательнее, а также появляется положительная динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки .
Логоритмические упражнения подбираються так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Слайд 12Например:
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали
прямо ( опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Слайд 13 «Ум вашего ребенка на кончиках его пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки питающие ум вашего ребенка» В. А. Сухомлинский.
Уже давно доказано, что каждый пальчик нашей руки имеет свое представительство в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика не только забавляет детей, но и развивает мелкую моторику и координацию движений, активизирует речевые навыки, память и мышление пробуждает творческое воображение и внимание.
При выполнении детьми игр с пальчиками у них остаётся впечатление легкости и эмоционального подъёма.
Слайд 14 Предполагаемые результаты реализуемой программы:
повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
умение самостоятельно строить связное высказывание;
овладение культурой речевого общения как частью речевого этикета.
Слайд 15 Игра «Что забыл нарисовать художник» (карточки)
Задачи:
расширение и обогащение словарного
запаса
закрепление знаний о названиях и выполняемых функциях частей предметов
совершенствование грамматического строя речи;
развитие зрительного восприятия и памяти
развитие зрительно-моторных координации
расширение и уточнение предметного словаря
Слайд 16Назови игрушки, которые нарисовал художник, скажи, что он забыл нарисовать. Чего
не хватает у каждой игрушки — у собачки, у самолета, у автомобиля, у слона, у телефона, у куклы, у домика, у лошадки?
Для чего нужны игрушкам недорисованные детали? Дорисуй.
Слайд 17 Игра с мячом.
Задача: закрепить навык практического употребления в речи
притяжательных прилагательных. Соотнесение прилагательных с продуктами питания, различными материалами
Дети становятся в круг, учитель — в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:
Куриный — куриный клюв:
Змеиный — змеиный хвост;
Яблоко - яблочный сок
Молоко – молочный суп
Дерево – деревянный стул
(В случае затруднения можно на доске развесить картинки-подсказки, ориентируясь на которые, дети смогут дать правильные ответы).
Слайд 18Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и
задания:
а)для развития зрительного восприятия — «Соедини линией каждый овощ и геометрическую фигуру, на которую он похож», «Найди нужную заплатку», «Назови посуду, которая «спряталась» на рисунке»;
б)для развития внимания — «Найди ошибку художника», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», «Найди каждому яблоку пару», игра «Узнай по описанию»;
в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;
г)для развития логического мышления — игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.
Такие задания, как «Раскрась геометрические фигуры», «Раскрась картинки», ориентированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации, являющихся необходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.
Слайд 19Перечисли, что нарисовано. Назови все эти предметы одним словом:
Слайд 20Рассмотри предметы, какой предмет в каждом ряду лишний и почему:
Слайд 24 В начале работы была проведена диагностика уровня развития речи
детей в группе:
Слайд 25 По окончанию курса также была проведена диагностика уровня развития
речи:
Слайд 26 Сравнительный анализ полученных результатов отражен в следующей
диаграмме:
Слайд 27
Данная программа модифицированная, выполнена по методическим рекомендациям:
1.Бахарева К.С. «Игры по
развитию речи для детей дошкольного возраста» - Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
2.Кошелева Г.А. «Развитие речи в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2009г.
3.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - Москва: Просвещение, 1983г.
4.Киселева Г.А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.
5.Алябьева Е.А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» - методическое пособие, ж/л «Логопед»: Москва: творческий центр, 2011г.
6.Арефьева А.Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.