Слайд 1 «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель
МБ ДОУ Тацинский детский сад «Радуга» Коломыцева Р. В.
Слайд 2Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со
значительными нарушениями.
С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
Будьте внимательны к своим детям, повсеместно следите за их развитием и при любых задержках или отклонениях обращайтесь к специалистам.
Помните: ваша речь – образец для подражания, ведь формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми
Слайд 3
Речевое развитие
детей
Грамматический
строй речи.
Фразовая речь.
Звукопроизношение.
Словарный запас.
Слайд 4Речевое развитие детей 2– 3 лет
Словарный запас.
Быстро пополняется пассивный и активный
словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения.
Грамматический строй:
Пользуются как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов.
Допускают ошибки:
-в роде существительных, - числе и падеже;
-не всегда употребляют союзы и предлоги;
Слайд 5Звукопроизношение:
В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’],
[й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные.
Свистящие ([С], [З], [ЗЬ], [Ц]),шипящие ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) и сонорные ([Р], [РЬ], [Л]) он обычно или пропускает или заменяет: [С] → [СЬ], [ФЬ]; [З] → [СЬ], [В]; [Ц] → [ТЬ]; [Ш] → [СЬ], [ТЬ]; [Ж] → [СЬ], [ДЬ]; [Ч] → [ТЬ], [Щ] → [ТЬ], [Р] → [ЛЬ].
Фразовая речь.
Специалисты единодушны в том, что у детей 2-х лет уже должна сформироваться фразовая речь.
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
.
Слайд 6 Речевое развитие детей 3 – 4
лет
Словарный запас.
К четырем годам активный словарь ребенка составляет 1900- 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два), прилагательные.
Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
Грамматический строй речи.
Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (3,4). Постепенно фраза
увеличивается
Допустимы неверные употребления
окончаний, суффиксов, приставок,
согласований слов в предложении.
Слайд 7Звукопроизношение.
Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и
[ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]. Сонорные [р], [р’], [л] заменяют звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).
Фразовая речь.
Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок»
Слайд 8 Речевое развитие детей 4 – 5 лет
Словарный
запас.
К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.
Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов)
Грамматический строй:
Дети 4 лет пользуются более усложненной
и распространенной фразой. Речь становится
более связной и последовательной.
Дети овладевают грамматическими
формами: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют
основу глагола.
Допустимы неверные употребления
окончаний, суффиксов, приставок,
согласований слов в предложении.
Слайд 9Звукопроизношение:
Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш],
[ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь.
Связно рассказывает о событиях из собственной жизни, описывает животных, игрушки, составляет рассказ по картинке или серии картинок, пересказывает знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Слайд 10Речевое развитие детей 5– 6 лет
Словарный запас.
К пяти годам запас слов
у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.( Исключение составляют малознакомые слова).
Грамматический строй:
У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Остаются ошибки в употреблении
форм множественного числа
существительных в именительном
и родительном падежах (дерево — дерева,
карандаши — нет карандашов) и так далее.
Слайд 11Звукопроизношение
Дети правильно произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Связная речь.
Ребенок имеет
достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы.
Может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Ребенок активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.).
Слайд 12Речевое развитие детей 6– 7 лет
Словарный запас.
К шести-семи годам словарь ребенка
увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
Грамматический строй.
К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения.
Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова.
Встречаются ошибки в изменении слов по падежам.
Слайд 13Звукопроизношение:
Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении
сложных предложений.
Связная речь.
На вопросы отвечают развернутыми фразами, пользуются сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.