Слайд 1«Развитие навыков
работы с текстом и информацией на уроках
в начальной
школе»
Слайд 2В результате изучения всех без исключения предметов ученики приобретут первичные навыки
работы с информацией:
осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм), использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях.
Слайд 3Научить детей работать с информацией –
одна из задач школьного образования.
По
результатам итоговой аттестации выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного;
нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники).
Необходимо целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста.
Слайд 4Работа с текстовой информацией
Работа с текстом обычно
проводится в три этапа:
предтекстовой
текстовой
послетекстовой
Слайд 5Предтестовые задания и упражнения:
Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых
в нем проблем; ключевые слова и выражения.
Использование ассоциаций, связанных с именем автора:
- К какому жанру можно отнести текст?
- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?
- Где и в какое время может происходить действие?
Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
Ответить на вопросы до чтения текста.
Слайд 6Текстовые задания
Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:
-
ответы на предложенные вопросы;
- подтверждение правильности /логичности утверждений;
- подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;
- предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;
- описание внешности /места /события /отношение;
Догадайся:
- о значении слова по контексту;
- как будут развиваться события во 2 главе /части текста;
Слайд 7Послетекстовые задания
Предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности
умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Цели: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.
2. Докажи что…
3.Охарактеризуй…
4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.
5. С какими из данных выражений был бы согласен автор.
7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.
8. Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.
9. Придумай новый конец текста.
Слайд 8Организация работы с таблицами
«Получение, поиск и фиксация информации»
«Понимание и преобразование
информации»
«Применение и представление информации»
«Оценка достоверности получаемой информации»
Слайд 9ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
Мир Диснея
Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.
Слайд 10 «Получение, поиск и фиксация информации»
Ученик научится осознанно читать тексты с
целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Задание: Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.
1) в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.
Предполагаемый ответ: в 1923 г.
Слайд 11«Понимание и преобразование информации»
Ученик научится находить информацию, факты, заданные в
тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Задание: Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию.
Предполагаемый ответ: Калифорния -1955 г., Флорида - 1960 г., Токио - 1983 г., Париж - 1992 г.
Слайд 12«Применение и представление информации»
Ученик научится определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую
инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Задание: Используя подготовленную дополнительную литературу, определите, в каких частях света находятся парки развлечений Диснейленд.
Предполагаемый ответ: Азия, Европа, Америка (для ответа на вопрос необходимо сначала по названию города определить страну, используя дополнительную литературу (атлас), а затем определить часть света).
Слайд 13«Оценка достоверности получаемой информации»
Ученик научится на основе имеющихся знаний, жизненного опыта
подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.
Диснею понадобилось 14 лет после открытия студии, чтобы снять полнометражный анимационный.
Предполагаемый ответ: нет, да, нет
Слайд 14Приёмы работы
с информацией на уроках
Слайд 15Инсёрт — прием, используемый при работе
с текстом, с новой информацией.
(Авторы
приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес.)
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Слайд 16Как использовать
прием "Инсерт" на уроках
1. Учащиеся читают текст, маркируя его
специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Слайд 18Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме
"Реформы
Петра I"
Слайд 19 3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно).
4. Повторное
чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Слайд 20«Знаю. Хочу знать. Умею» — интерактивный методический прием, направленный на развитие
обратной связи в познавательном процессе.
Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого
материала. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между
собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы,
опираясь при этом на уже известную информацию.
Слайд 21Приём "Фишбоун" (Рыбий скелет) можно использовать в группах
В основе Фишбоуна —
схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки— факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Слайд 22Прием «Чтение — суммирование
в парах»
Детям в классе предлагается несколько
разных текстов по теме. Класс делится на две группы и каждой даются разные произведения. Например, рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начала XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
Слайд 23Прием «синквейн»
В переводе с французского
слово «синквейн» означает «пять».
В данном
случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела
«Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
Слово — синоним. Фантазия, выдумка.
Слайд 24Приём «Вопросы к тексту учебника».
Этот приём формирует умение самостоятельно работать
с
текстом учебника, формулировать вопросы, работать
в парах.
Прочитайте текст.
Какие слова встречаются в тексте наиболее часто?
Сколько раз?
Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Слайд 25Прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный
текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Слайд 26Творческий прием —
«Верите ли вы, что…»
Класс делится на две команды.
Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Слайд 27Приём «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового
материала на этапе самостоятельной работы с учебником.
Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Слайд 28Приём «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики
одного из героев какого-либо произведения.
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Слайд 29Прием «Создание викторины»
К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких
тем.
Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
Слайд 30Приём «Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.
Данный приём помогает при пересказе текстов.
Слайд 31Приём Кластер («гроздь»)
«Грозди» — графический прием систематизации материала.
Выделяем центр —
это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.
Слайд 32 Прием "Цветные поля"
1.Ученик пишет письменную работу (сочинение, изложение, диктант, контрольную,
работу над ошибками, самостоятельную, лабораторную и т.д.).
2. На полях делаются пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:
Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
Зеленый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
Синий — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю";
Черный — "не относитесь серьезно к работе, я делал ее в спешке".
Слайд 33Типы заданий для развития и проверки навыков чтения
Задания «на дополнение информации»:
- заполнение пропусков в тексте;
- завершение предложения.
Задания «на восстановление текста»:
- собери правило;
- найди ошибку;
- расположи в правильной последовательности.
Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствия между названиями,
-утверждениями, схемами, таблицами;
- соотнесение данных слов со словами из текста.
Слайд 34Способы работы с алгоритмами
на уроках
Алгоритм — это схема последовательных действий,
которые приводят к правильному результату.
Работая с ними, ученики учатся планировать свою деятельность, видят образец сжатого способа подачи информации, учатся вычленять главное
в теме.
Слайд 35Способы обучения
составлению алгоритмов
1. Примеры. Ученикам предлагается готовый алгоритм, к которому нужно
подобрать практические примеры и продемонстрировать свое умение пользоваться заданной схемой.
2. Совместное составление. По ходу изучения темы ученики вместе с учителем составляют алгоритм действий на новое правило.
3. Продолжение алгоритма. Учитель предлагает лишь начало, «шапку» алгоритма. Задача учеников: продолжить составление алгоритма, приведя его к логическому завершению.
4. Паззл. Ученикам предлагается разрозненный алгоритм, расчлененный на несколько фрагментов. Задача учеников: собрать алгоритм в правильной последовательности.
5. Восстановление. Можно предложить ученикам алгоритм с пропущенным звеном (несколькими звеньями). Один из вариантов такой работы — исправить ошибку в составленном алгоритме.
Слайд 36Приёмы работы с информацией
при решении задач
Решение задач с лишними данными.
Решение
задач с недостающими данными.
Решение нестандартных задач разных видов (логических, комбинаторных, на смекалку и т. п.)
Установление соответствия между содержанием задачи и схематическим рисунком (чертежом, таблицей, какой-либо иной формой записи) и, наоборот, между рисунком (чертежом и т. д.) и содержанием задачи.
Выбор среди данных задач (среди задач на данной странице учебника, задач, записанных на доске, карточке и т. п.) той, которая соответствует данному рисунку (чертежу, таблице, краткой записи)
Выбор среди нескольких данных рисунков (чертежей, таблиц, кратких записей) того, который соответствует данной задаче.
Нахождение ошибок в данном рисунке, чертеже, таблице и т. п. (построенных к этой задаче).
Слайд 37Работа со словарями
Орфографический словарь
Задание.
Открой словарь. Выбери и выпиши подряд в
строчку все существительные 3 склонения женского рода. Сколько у тебя слов? Докажи письменно на примере любых двух слов, что они изменяются по 3 склонению.
Слайд 38Толковый словарь
Используется не только на уроке русского языка, но и на
уроках литературного чтения, на уроках окружающего мира, развития речи. Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов, встретившихся в учебниках.
Слайд 39Толковый словарь
Этот словарь позволяет работать и с другими целями, например для
того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами, с омонимами, с синонимами; а также чтобы учился правильно читать словарную статью.
Например:
Какие значения у слова хлеб в Толковом словаре. Знакомо ли тебе такое выражение: “Не хлебом единым жив человек”? Как ты его понимаешь? В каком из трёх значений употреблено здесь слово хлеб?
Род слова кофе уточни в Толковом словаре.
Открой словарь на букву – Л. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?
Слайд 40Этимологический словарь
Объясняет слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников
с историческим составом слова, который отличается от современного. Рассматривание этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.
Например:
Найди в словаре происхождения слов слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Сочини два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.
Слайд 41Орфоэпический словарь
Постоянное использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую
работу, проводимую на уроках русского языка. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.
Например:
Поставь ударение: В магазине много тортов. Проверь по словарю.
Слайд 42Обратный словарь
Работа с обратным словарём на уроках на уроках русского языка
является необычной. В нём расположение слов подчиняется алфавитному принципу, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.
Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.
Обратный словарь помогает учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.
Слайд 43Как же можно использовать обратный словарь?
Например, он позволяет работать с проблемой
написания слов мужского и женского рода, основой на шипящую.
Задание: Открой обратный словарь на букву – Ч.
- Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – Ч, слова женского рода?
Слова среднего рода?
-Какого рода все эти слова?
Таким образом, обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него входят слова и блоки слов, позволяющие решать конкретные грамматические проблемы.
Слайд 44Памятки
Учись осуществлять поиск средств
для решения поставленной задачи:
Какую учебную задачу ты
будешь решать;
Подумай, какая информация тебе необходима для решения поставленной задачи;
Вспомни, какие источники информации ты знаешь;
Определи, какой источник информации тебе необходим сейчас, если затрудняешься в определении источника - обратись за помощью к одноклассникам или взрослым;
Вспомни, как надо работать с выбранным источником информации, если забыл, воспользуйся памяткой.
Слайд 45Памятки
Учись ориентироваться в учебнике
Вспомни, какую работу ты будешь выполнять по
учебнику;
По закладке найди нужную страницу. Если закладка отсутствует, тебе поможет это быстро сделать оглавление:
Вспомни, где в учебнике находится оглавление;
Найди в оглавлении тему, над которой работаешь, определи по оглавлению страницы;
Прикинь - это начало учебника, конец учебника или его середина»
Открой учебник в нужной части и найди страницу;
Если забыл, как ориентироваться на странице, обратись к памятке.
Слайд 46Памятки
Учись работать с диаграммой:
Прочитай текст и задание к диаграмме;
Рассмотри диаграмму, разбери
условные обозначения;
Найди все данные в тексте на диаграмме;
Еще раз прочитай задание
Найди необходимые данные ни горизонтальной и вертикальной шкале;
Их пересечение - ответ на поставленный вопрос;
Слайд 47Памятки
Учись работать со словарем:
Вспомни, какую информацию ты хочешь найти
в словаре;
Подумай, какой словарь тебе необходим;
Если затрудняешься в выборе словаря, обратись
за помощью к одноклассникам или взрослым;
Вспомни, как располагаются слова в словаре;
Найди по оглавлению в словаре страничку, на которой располагаются слова на нужную букву;
Открой страничку с искомым словом и получи информацию.
Слайд 48Памятки
Учись работать с таблицей
Внимательно прочитай текст и задание, которое ты должен
выполнить, используя таблицу;
Рассмотри таблицу:
Сколько строк и сколько столбцов в таблице;
Какая информация находится в строках таблицы;
Какая информация находится в столбцах таблицы;
Еще раз прочитай задание;
Найди необходимые данные в строках и столбцах таблицы и выполни задание.
Слайд 49Памятка
Учись работать с моделью
Прочитай информацию к модели и выясни, какое задание
тебе необходимо выполнить с ее использованием;
Рассмотри модель;
Уточни и выясни все условные обозначения, которые использованы при составлении модели;
Установи взаимосвязь между элементами модели;
Вспомни задание, которое ты должен выполнить;
Используя взаимосвязь между элементами модели, выполни задание.
Слайд 50Таким образом, представленные приёмы работы с различными видами информации, помогут школьникам
стать более успешными.