Слайд 1
«Развитие логического мышления детей старшего
дошкольного возраста посредством
логико - математических игр».
Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/с № 28
Китова Татьяна Валерьевна
Слайд 2"Готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не
столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных т.е. - в качественных особенностях детского мышления"
Л. С. Выготский
Слайд 3Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный
процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Слайд 4Выделяют три вида мышления
Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим
до 4-5 лет.
Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.
Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Слайд 5
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать
умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;
Развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Слайд 6 Формы мышления
Основными формами мышления являются понятие, суждение
и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
- общее, частное и единичное
- утвердительное и отрицательное;
Понятие – житейское
- научное;
Умозаключение – индуктивное
- дедуктивное
- умозаключение по аналогии.
Слайд 7
обобщение
сравнение
сравнение
анализ
синтез
абстрагирование
систематизация
аналогия
сериация
классификация
Основные мыслительные операции
Развитие основ логического мышления
старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
Слайд 8наглядные
Методы формирования основ логического мышления у старших дошкольников
Словестные
Практические
словесные
практические
игровые
Слайд 9 В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в
жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс.
Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребенка.
окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс.
Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребенка.
Слайд 10В. А. Сухомлинский писал:
«Без игры не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Слайд 11Логическое мышление и дидактическая игра
Логическое мышление-это система навыков,позволяющая выражать мысли
в ясной и отчетливой форме,а главное понимать суть вещей,происходящих процессов.
Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста,но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос,а давая возможность найти решение самому.В этом поможет дидактическая игра.
Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным.Та или иная умственная задача,заключенная в игру,решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Слайд 12Цель:
-способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей.
-формировать стремление к
самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
- создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления
- развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве
- развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение
- воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Слайд 14Что нужно сделать для решения поставленных задач :
1) В группе
создать предметно-развивающую среду, уголок c наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
2)Так же подобрать сборник логико-математический игр, способствующих развитию основ логического мышления.
Слайд 16Средства, развивающие логическое мышление
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и
конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи – шутки.
Игры-головоломки.
Игры с счетными палочками.
Разгадывание ребусов.
Слайд 17Игры с блоками Дьенеша.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные
действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Такие игры развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение.
Слайд 18Квадрат Воскобовича.
Развивает:
-умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
-умение
конструировать плоскостные и объемные фигуры,внимание, память,пространственное и логическое мышление,
воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.
Слайд 19Цель:
• Развивать у детей представление о числе;
• Научить их измерению с
помощью мерки;
• Развивать комбинаторные способности;
• Познакомить с ориентированием;
• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Слайд 20Игра - головоломка »Танграм».
Цель:
-развитие воображения,конструктивного мышления,сообразительности
Ребенку надо создать на плоскости силуэты
предметов по образцу или замыслу.
Слайд 21« Сфинкс», «листик» , «головоломка Пифагора», «Монгольская игра»
Слайд 22История появления названия игры
Колумбово яйцо — крылатое выражение,
обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения.
Когда-то известный мореплаватель Колумб задал загадку одному вельможе, считавшему, что открыть Америку не стоило никакого труда.
Он предложил ему вертикально поставить на стол яйцо. Тот долго пробовал, но ничего не вышло. Тогда Колумб ударил концом яйца по столу. Скорлупа смялась, и яйцо осталось стоять вертикально. Так появилось выражение ``Колумбово яйцо``, что означает простое решение сложной задачи.
Слайд 23Название "Колумбово яйцо" очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также
приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым. Эта загадочная и увлекательная игра относится к классу геометрических конструкторов (танграмов). Игра с геометрическими конструкторами способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей.
Слайд 24
ИГРА “КОЛУМБОВО ЯЙЦО” -
это овал из 10 частей: среди них
4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которой округлой формы, 4 фигуры( большие и маленькие),имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
треугольники с одной округлой стороной и трапеции с одной округлой стороной, что позволяет составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение.
Слайд 25 Задачи:
учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на
основе восприятия и сформированного представления;
развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность;
формировать привычку к умственному труду;
воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
Слайд 26
Бабочка
Ракета
Белочка
Ножницы
Кукла
Танцующий казак
Слайд 27Игры в шашки.
Цель:
-развитие логического мышления;
-развитие и совершенствование интеллекта ребенка;
-умение находить способы
решения в сложной ситуации;
-формирование усидчивости и целенаправленности.
Слайд 28Конструирование
Цель:
-развивает мышление,воображение,умение из множества мелких деталей создавать единый образ
Слайд 29Логически задачки
***
Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в
красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
***
Три рыбки плавали в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Слайд 30Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики.
Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
Заключение