Слайд 1
«Развитие критического мышления учащихся на уроках художественного труда»
учитель технологии
школы-гимназии №31
Цой
Марина Ильинична
Слайд 2
Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного
поиска и глубокого анализа информации”.
Н. Назарбаев
(Послание “ Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее”.)
Перед нами стоит задача:
Научить учащихся критически мыслить, увидеть возникающие в действительности проблемы и искать пути их решения;
чётко осознавать, где и каким образом приобретённые ими знания смогут быть применены в окружающей деятельности;
быть способными, генерировать новые идеи, творчески мыслить;
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллектуальности, культурного уровня.
Слайд 3Изменения неизбежны и востребованы, поскольку меняется мир вокруг нас.
“ Труд
развивает чувство познания, закрепляет в сознании услышанное ”.
(Абай Кунанбаев).
Слайд 4С чего начать работу?
Наверно, с переосмысления целей обучения. Включить в их
перечень развитие критического мышления.
Это работа требует немало сил, времени и желания. Но если для учителя изначально приоритетны цели учеников, если он верит, что важно не только выучить предмет, но и позволить школьникам рассуждать, заблуждаться и самим искать пути преодоления этих заблуждений.
Слайд 5Я вас познакомила с некоторыми приемами критического мышления (КМ), используемые на уроках, а теперь приступим к практической
части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами КМ.
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Слайд 6На уроке, тема: «Яблоки», я показываю поэтапное рисование с использованием холодных
и теплых тонов цветового контраста:– создаем линейный рисунок яблока;
– точками прорисовываем контур предмета, выявляли форму и световое освещение, при этом прорисовывали теневую часть предмета;
– заполняем предмет точками, подбирая необходимые цвета.
Слайд 7 В последствии ознакомила учащихся с техникой рисования в жанре
Пуантилизма. Я применяю с учетом холодных - синих, фиолетовых, серых тонов, теплых–от желтых, светло-зеленых до темно-зеленых.
Каких эффектов можно добиться при сочетании нескольких цветов на одном предмете, используя разные цвета в картине?
Теперь ребята приступают к практической работе в рабочих тетрадях самостоятельно используя технику пуантилизма.
- точка
«Натюрморт с яблоками».
Слайд 8
Учащиеся с интересом использовали эту технику, точечного рисунка, при этом неумело,
но с желанием попробовать рисунок, узнать, что-то нового в технике пуантилизма интересных и необычных направлений живописи, нанося на альбоме чистые краски, они научились смешивать и использовать холодные и теплые тона в необычном рисунке.
С интересом и увлеченностью в каждом учащийся раскрывается многообразный мир, окружающей красоты, достигая своего творческого таланта при этом создает положительный эмоциональный настрой в работе.
Слайд 9КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПРОЦЕСС СООТНЕСЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ
С ИМЕЮЩИМИСЯ У ЧЕЛОВЕКА ЗНАНИЯМИ,
ВЫРАБОТКА
РЕШЕНИЙ О
ТОМ,
ЧТО МОЖНО ПРИНЯТЬ,
ЧТО НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ,
А ЧТО ОТВЕРГНУТЬ.
Слайд 10
эффективно взаимодействовать с информационными
пространствами
аргументировать свою точку зрения
владеть разнообразными способами интерпретации
и
оценки информации
проявлять активность в познании окружающего мира
критически мыслить
Критическое мышление учит учащихся:
добывать информацию из различных источников
работа с техникой аппликации, лепка, папье-маше,
работа с акварельными красками, гуашь
Слайд 11
«Художественный труд» дает учителю
стать практиками, которые умеют грамотно
анализировать свою
деятельность
умение создать
в классе
атмосферу
открытости и
сотрудничества
Слайд 12Для формирования критического мышления
необходим ряд учебных условий
Слайд 13Технология критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направлениях на то,
чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательно – творческую активность), затем представить ему условия для осмысления материала и наконец помочь ему обобщить приобретенные знания.
Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группе — группы формируются в классе.
Слайд 14Развитие критического мышления тесно связанно предметом «Художественный труд».
Предмет поможет почувствовать себя
художником: рисовать различными материалами в разных техниках, красиво и правильно лепить, конструировать, складывать оригами и создавать собственные проекты.
Слайд 15www.themegallery.com
Мои уроки художественного труда чередуются теория – практика.
Творить – значит
уметь хорошо рисовать различными материалами в разных техниках, красиво и правильно лепить, конструировать, складывать оригами и создавать собственные проекты.
Практическая работа умение работать самостоятельно по группам. Форма групповой работы способствует развитию общения, сплочения, становлению самостоятельности мышления, совместный поиск, конструктивное решение возникших проблемы с другими взглядами и позициями при выполнении работы.
Слайд 17На уроке по теме: «Ковер моей бабушки»
Я показываю ученикам фотографии
и слайды с изображениями национальных ковров, выставку старинных ковров, изделий ручной вышивки.
Говорю о том, что это предметы народного искусства, созданные народными мастерами. Каждый из этих ковров неповторим и своеобразен.
Применяла шаблоны узоров и орнаментов различных казахских национальных видов.
Ребята самостоятельно обводили узор и составляли ковер для бабушки. Ковры разных видов: животных, растительных и геометрических орнаментов.
Умением создать собственными руками ковер, развиваем технику применения аппликации, пробудить в нем творческую активность и умение сообща работать в группе.
Слайд 19Творческая работа учащихся выполнена
на уроке художественного труда по теме «Ковер»
с использованием национального орнамента. Применяли готовые шаблоны, вырезали и клеили, создавая собственный ковер с национальным узором. Каждая работа соединялась с другой, составляя общий орнамент ковра.
Пилотная школа «Мурагер» 2 класс
Творческая работа учащихся выполнена
на уроке художественного труда по теме «Ковер моей бабушке». Готовые шаблоны орнаментов 3 видов: животных, растительных и геометрических орнаментов составляли собственный ковер, при этом учитывали композицию данного ковра с национальным узором.
Пилотная школа –гимназия №31, 2 класс
Развивает у учащихся способность глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, умение сконструировать, строить, ощутить красоту и проявить свои творческие способности.
Слайд 21Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
1. Высокая мотивация учащихся к образовательному
процессу.
2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
5. Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 22Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет
сформировать умения и навыки работы с информацией:
1. находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
2. анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде эскизов и набросков;
3. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять форму, линию;
выявлять проблемы, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
«Единственный путь к знаниям – это деятельность» Б.Шоу.
Слайд 24Литература:
1. Послание президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Казахстанская правда, №3 17.01.2014г.,
стр 2.
2. Количенко А.К. Энциклопедия об искусстве. Алматы, Орнер, 1991г., стр.72.
3. И. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Учим детей мыслить критически. СПб издательство Речь. 2003г.
4. И. О. Загашев, С.И. Заир – Бек. Критическое мышление – технология развития. СПб издательство Скифия. 2003г.