Слайд 1«Развитие интеллектуальных
способностей дошкольников
через конструктивную деятельность»
«Конструируя, ребенок действует,
как зодчий,
возводящий здание собственного интеллекта».
Ж. Пиаже
Слайд 2
Конструирование теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. При помощи конструирования
у детей развивается техническое мышление, концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, думать, оценивать, классифицировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения. Дети учатся определять, на что похож предмет и чем он отличается от других, представлять предметы в различных пространственных положениях и мысленно менять их взаимное расположение; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; у них совершенствуется острота зрения, восприятие формы и размеров объекта, пространства.
Слайд 3Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования
для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение построек.
Слайд 4Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает
способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы
Слайд 5Приступая к конструированию, перед детьми ставится определенная задача, требующую умственного напряжения. Особое
удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача. Особое внимание уделяется конструированию по условиям, например: «Построй мост через реку (определенной ширины), чтобы по нему могли разъехаться две машины».
При конструировании дается примерный образец, показываются основные части конструкции и предлагается детям воплотить свои замыслы, поскольку это способствует развитию умения самостоятельно намечать тему постройки, подбирать нужный материал.
Слайд 6Современные условия развития общества требуют абсолютно нового, нестандартного подхода к организации
образовательного процесса. Воспитатель детского сада должен владеть арсеналом методов, приемов, быть универсалом, который способен варьировать, создавать, видеть перспективу, экспериментировать. Заинтересовать дошкольников, увлечь их, в доступной игровой форме познакомить со сложными понятиями помогает тщательно организованная развивающая предметно-пространственная среда, новые пособия, игрушки.
Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором для обучения «Тико». Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Слайд 7Использование обучающего конструктора ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного
возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Слайд 8Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное
мышление, логику, сообразительность и внимание.
Слайд 9Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих
сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Слайд 10 В ходе планомерной работы у детей вырабатывается умение выделять основные
этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач. При этом мы поощряем творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность.
Слайд 11 В ходе конструктивной деятельности:
у детей расширяется интерес к деятельности людей
по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей;
формируется интерес к конструированию из разных материалов;
совершенствуются конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании;
формируются представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах;
развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству;
развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу);
совершенствуются навыки пространственной ориентации;
формируется стремление к совместной деятельности;
формируются навыки коммуникативного, делового общения.
Слайд 12Конструирование - это особая форма детской деятельности, основная цель – получение
определенного продукта, создание из различных материалов разнообразные игровые поделки. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.